Найти тему
Дневник журналиста

Дело «замяли». Странная катастрофа с Ил-18 на Дону: хроника 62-летней давности

Оглавление

Ровно 62 года назад у нас в Ростовской области произошла авиакатастрофа.

Ее называют, как минимум, странной: официальная версия произошедшего до сих пор не озвучена. Истинная причина гибели 59 человек неизвестна.

СПАСИБО, ЧТО ПОДПИСАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ
СПАСИБО, ЧТО ПОДПИСАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ

Ещё до крушения

Воскресным днём 17 декабря 1961 года в аэропорту Внуково 50 человек благополучно прошли регистрацию на рейс №245. В 14 часов 34 минуты их самолёт Ил-18 взлетел в московское небо, после набора высоты занял эшелон 8000 метров и взял курс на Сочи.

О том, кто конкретно летел этим рейсом, информации нет: в советское время такие подробности предпочитали не раскрывать. Но, можно предположить, что среди пассажиров были желающие отдохнуть и получить санаторное лечение в городе-курорте, а также возвращающиеся домой, на юг, из деловой поездки в столицу.

Бортом управлял экипаж из пяти человек, в салоне работали четыре стюардессы.

Вид на 3 и 4 двигатель Ил-18 в полёте. Фото: calflier001, ru.wikipedia.org
Вид на 3 и 4 двигатель Ил-18 в полёте. Фото: calflier001, ru.wikipedia.org

Самолёт был в общем-то новеньким, выпущенным в октябре 1958 года, имел 2722 часов налёта. Поэтому ничто не предвещало беды.

В 15:47 летящий над облаками по воздушному коридору Воронеж – Ростов-на-Дону с путевой скоростью 630 км/ч Ил-18 вошёл в зону диспетчерского пункта (ГДРП) Ростова, о чём и доложил экипаж. В ответ диспетчер сообщил, что самолёт находится в 240 километрах относительно Ростовского аэропорта. На борту подтвердили получение информации.

В 15:59 диспетчер ГДРП сообщил, что самолёт прошёл траверз (направление, перпендикулярное курсу судна) Луганска. Однако ответа не последовало, а отметка рейса быстро пропала с экрана радиолокатора. Только значительно позже выясниться, что произошло непоправимое.

Читать по теме: Крушение Ту-154 в Каменском районе Ростовской области
Читать по теме: Крушение Ту-154 в Каменском районе Ростовской области
В 2004-м в донском небе потерпел крушение Ту-154: билет террористке продал спекулянт
Дневник журналиста 24 августа 2023

Что случилось?

Как сообщает Airdisaster.ru, после поисков самолет обнаружили в 10 километрах восточнее хутора Чеботовка Ростовской области, в 45 километрах юго-западнее города Миллерово, на заснеженном поле. Он был полностью разрушенным и сгоревшим.

Согласно выводам комиссии, столкновение с землей произошло в 16 часов на очень большой скорости под углом 107 градусов к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Удар был таким мощным, что силовые установки вошли в землю на глубину 3,5-5 метров.

На месте падения были обнаружены все основные части самолёта, но обломки оказались разбросаны в основном на 300-350 метров, а также их находили на удалении одного километра.

Выяснилось, что разрушение и обрыв правого крыла и закрылков произошло ещё до удара об землю во время падения самолета. При этом закрылки были выпущены под углом 40 градусов.

Салон Ил-18. Фото: calflier001, ru.wikipedia.org
Салон Ил-18. Фото: calflier001, ru.wikipedia.org

Ошибка: экипаж или конструкторы?

Таким образом, «вырисовалась» картина произошедшего. Ил-18 летел в горизонтальном полёте, когда неожиданно закрылки выпустились в посадочное положение (40°). Самолёт потерял управляемость и начал быстро входить в пикирование.

Экипаж пытался вывести самолёт из падения, но сделать это можно было только убрав закрылки, но созданная быстрым пикированием отрицательная перегрузка не позволяла этого сделать. Из-за высокого аэродинамического сопротивления оторвало правую часть крыла и закрылки. Поэтому катастрофы избежать не удалось. Все 59 человек, находившиеся на борту, погибли.

По характеру авиакатастрофа отнесена к связанным с потерей управления в полёте. Но почему так случилось – точно неясно до сих пор: официальное мнение специалистов так и не было озвучено.

Читать по теме: Трагедия на ж\д станции Каменская в 1987-м
Читать по теме: Трагедия на ж\д станции Каменская в 1987-м

По предположительной версии, наиболее вероятна ошибка экипажа, к которой привела конструктивная особенность самолёта.

Закрылки выпустились сами, вероятно из-за случайного перемещения рычага управления: его непреднамеренно задел кто-то из членов экипажа. Это возможно из-за конструктивного недостатка самолётов Ил-18, на которых отсутствовала надёжная защита от такого перемещения, в отличие от самолётов Ил-14 и Ил-28.

Также перемещение рычага стало возможным, если он находился в среднем положении, которое соответствовало фиксации закрылков при взлёте или посадке. При убранных закрылках запрещалось устанавливать этот рычаг в среднее положение.

Такой самолёт разбился в Ростовской области в 1961 году. Фото: Sergey Riabsev, ru.wikipedia.org
Такой самолёт разбился в Ростовской области в 1961 году. Фото: Sergey Riabsev, ru.wikipedia.org

Сбила ракета?

Но существует и альтернативная версия, согласно которой самолёт был на самом деле сбит ракетой класса «земля-воздух».

Согласно данным публикации «Ракеты атакуют гражданские самолёты» («Новый Петербург, 2013 г., № 50), обломки самолёта находили на протяжении 12-ти километров.

«Такой разброс свидетельствует в пользу неофициальной и, видимо, наиболее вероятной версии, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Дело замяли».

Прерванный полёт. 8 лет назад в Египте осталась частичка Волгодонска
Дневник журналиста 27 октября 2023
Транспорт на Дону: аэрохаб «Платов» всегда в полной лётной готовности
Дневник журналиста 16 августа 2023

-7

#авиакатастрофы #самолеты #ил18 #трагедии #происшествия #