В конце 1980-х в Каменске-Шахтинском Ростовской области произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в СССР, а по числу человеческих жертв – вторая после катастрофы 1989-го в Челябинской области.
В этом ЧП всесоюзного масштаба погибли жена и дочка известного киноактера Игоря Ливанова.
Что предшествовало катастрофе, почему она стала возможной и кого наказали за случившееся – в следующей хронологии событий.
Невнимательные осмотрщики, неопытный машинист
7 августа 1987-го, 00 часов 23 минуты, станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда №2035, сформированного на станции Армавир. Это был трёхсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов с зерном, общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.
Также в 00:55 со станции Лихая в сторону станции Каменская отправился пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону – Москва». Расстояние между пунктами 24 километра, а перепад высот – дорога идёт под уклон – 200 метров.
Следом за пассажирским, в 01:02, отправился товарный №2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверяет тормоза и отмечает их слабую эффективность, но мер не принимает.
С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое трогание с места – вполне нормальное явление.
Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда № 2035 опробовал тормоза. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300 метров, как положено по нормативам, а около 700.
Таким образом, поезд продолжал разгоняться, пока через восемь километров не начался затяжной спуск, ведущий в долину реки Северский Донец к центральной части города Каменска-Шахтинского.
Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала – росла.
До Каменской оставалось 10 километров, когда локомотивная бригада доложила диспетчеру о том, что тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.
А там все пути были заняты различными составами, в том числе – и с опасными грузами.
Учитывая сложившуюся ситуацию, диспетчер принимает решение пропустить пассажирский поезд № 335 без остановки, но связаться с локомотивной бригадой ему не удалось: помощник машиниста держал в руках тангенту микрофона, поэтому эфир был заглушён шумами радиостанции.
Поезд №335 состоял из 15-ти вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук (имена неизвестны). Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни (два жёлтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28. Началась посадка пассажиров.
Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.
Катастрофа
Kогда неуправляемый грузовой поезд подъезжал к станции, помощник машиниста ушёл из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает немедленно отправляться со станции.
В 01:29 поезд тронулся, но проводник вагона №10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.
В 1 час 30 минут на станцию Каменская на скорости около 140 км/час – вместо положенных 25 км/час – въехал грузовой поезд №2035.
На стрелочном переводе №17 в 01:31 произошёл разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами товарняка» второй вагон сошёл с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колёсах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.
Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой 288 тонн остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал 464 метра и на скорости свыше 100 км/час догнал пассажирский поезд «Ростов-на-Дону – Москва».
Это произошло в 01:32. Электровоз тяжеловоза врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны №№15 и 14. Вагон №13 был разрушен наполовину.
Мгновенно погибли 106 человек – два проводника и пассажиры, большинство из них – дети, возвращающиеся из летних лагерей. Более 100 человек оказались тяжело ранены.
107-м погибшим стал электромонтёр Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.
Трагедия актера Ливанова
Именно эта авария унесла жизни 34-летней жены и 8-летней дочки знаменитого актёра Игоря Ливанова, который тогда служил в Ростовском драмтеатре им. М. Горького.
Игорь Ливанов и Татьяна Пискунова, которую многие помнят по главной роли в детской сказке «Иван и Марья», прожили счастливо почти 12 лет. У них в 1979 г. родилась дочь Ольга, в которой молодой отец души не чаял. Семья в то время обосновалась в Ростове-на-Дону, где получила квартиру с видом на реку. Супруги сначала работали в местном ТЮЗе, затем в драматическом театре.
Летом 1987-го Татьяна собралась с дочкой съездить к себе на родину, в Псковскую область – навестить родителей. Игорь посадил их в вагон поезда, следовавшего до Москвы, и вернулся домой.
Гибель жены и дочери стала сильным ударом для Игоря Ливанова. Актер признавался, что воспоминания об этой трагедии у него вызывают слезы. Он помнит, как провожал жену и дочь на вокзал, а в день, когда нужно было их встречать, дома раздался звонок в дверь и ему сообщили о трагедии.
«Горе человека индивидуально. Только когда у кого-то из твоих знакомых гибнут люди, то им сочувствуешь и понимаешь, что случилось. Кто это не переживал, тот меня никогда не поймет... Я прошел самое страшное, что может быть с человеком в этой жизни. Ничего, к сожалению, не вернешь. Это были двенадцать лет счастья с женой, которые закончились в один миг», – рассказывал Игорь Ливанов в одном из интервью.
Ликвидация последствий
Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути – на 1 час 30 минут, а по второму – на 82 часа 58 минут.
01:36. В службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе.
В 01:42 на станцию Каменская прибыло четыре машины «скорой помощи». 13 пострадавших доставлены в городскую больницу. Среди них – помощник машиниста поезда №2035 Юрий Штыхно и чудом выживший машинист Сергей Батушкин.
В результате крушения разбитый электровоз товарняка оказался на последних вагонах пассажирского поезда. У нечётной горловины станции произошёл завал высотой около 15 метров. Инерция состава при крушении была такой, что вагоны ещё и зарылись в землю, некоторые – почти на десять метров.
03:05 – от состава поезда №335 отцеплены разбитые вагоны, а остальные отправлены на станцию Глубокая.
03:50 – по тревоге подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены восстановительные поезда, бульдозеры, тракторы и краны. Место катастрофы оцепили.
03:55 – начали вскрывать стенки двух смятых вагонов. 06:00 – приступили к разбору завалов из вагонов с зерном.
В результате трагедии были полностью разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и 3 пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, 2 стрелочных перевода, 8 опор контактной сети и 1000 метров контактных проводов, потеряно 330 тонн зерна.
Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек, ехавших в других вагонах.
Личности трёх погибших во время катастрофы человек так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.
Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.
Виноваты «стрелочники»
Расследованием причин катастрофы занималась правительственная комиссия. Изучив все материалы дела, она выяснила, что признаки длительного торможения наблюдались на многих вагонах грузового поезда. Но в то же время, тормозные колодки локомотива оказались практически полностью сточены, такая же картина имела место и на нескольких первых вагонах.
При дальнейшем осмотре оказалось, что между 6-м и 7-м вагонами был перекрыт концевой кран тормозной магистрали. То есть, 49 вагонов из 55 оказались отключены в заторможенном состоянии. Проведённый следственный эксперимент доказал: именно это стало причиной трагедии.
В числе обвиняемых были диспетчеры станции Каменская, которые не подготовили для неуправляемого поезда безопасный маршрут, осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда №2035, локомотивная бригада товарняка, которая не проконтролировала работу осмотрщиков вагонов, а также локомотивная бригада пассажирского поезда, не убравшая своевременно пассажирский поезд, и проводник вагона №10, сорвавший стоп-кран.
Однако в ходе расследования одних оправдали, как не знавших об опасности, а других – локомотивную бригаду поезда № 2035, из гуманных побуждений, было решено не судить: помощник машиниста серьёзно покалечился, а машинист и вовсе стал инвалидом.
В результате «стрелочниками» оказались осмотрщики вагонов. Их приговорили к 12 годам лишения свободы. Должности лишился начальник Юго-Восточной железной дороги, а Лиховское отделение передали в ведение СКЖД.
Как вы думаете, заслуживают ли 107 погибших человек более достойного памятника?
*Первоначальная версия статьи была опубликована на rostov.aif.ru
#катастрофы #поезда #ссср #трагедии #железнаядорога #игорьливанов #общество