Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Разбег», журнал «Крылья Родины» №11 за 1985 год

В журнале «Крылья Родины» №11 за 1985 год была опубликована статья корреспондента В. Петрова «Разбег» о самолете-гиганте Ан-124 «Руслан», который стал самой большой сенсацией на XXXVI Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В статье было подробно рассказано о первом полете самолета. Раскрыта одна из версий, что означает имя «Руслан». Без внимания не остались и двигатели самолета-гиганта. Предоставляю слово автору:

«Разбег»

Июльское сообщение о мировых рекордах грузоподъемности, установленных на новом советском транспортном самолете Ан-124 «Руслан», прошло в печати на удивление скромно, даже незаметно. И напрасно…

Вдумаемся: «Руслан» поднял в небо 171 с лишним тонну груза! Пальма первенства отобрана у конкурентов серьезных – в декабре 1984 года американский самолет C-5A «Гэлекси» поднял груз весом 111 тонн 461 килограмм, что сопровождалось, по обыкновению, большим шумом в зарубежной печати. Но, как когда-то «Антей», теперь «Руслан» без шума занял вершинное место в мировой самолетной иерархии. Это – огромное достижение Опытно-конструкторского бюро имени О.К. Антонова, коллектива двигателестроителей, которым руководит В.А. Лотарев, десятков смежных научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций. Это – достижение всей нашей страны.

Любопытное совпадение. «Руслан» работал на том же аэродроме, где не так давно совершил первый полет новый спортивный самолет Су-26, созданный молодыми инженерами ОКБ имени П.О. Сухого. Этот юркий самолетик был продемонстрирован в августе москвичам и гостям столицы на авиационно-спортивном празднике в Тушине, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Провожая Су-26 в первый полет, я невольно вспоминал первый вылет «Руслана», в чреве которого можно было бы разместить не одну эскадрилью спортивных машин.

Самолеты Ан-124 и Ан-2, УССР, Киев, Гостомель
Самолеты Ан-124 и Ан-2, УССР, Киев, Гостомель

События, свидетелем которых посчастливилось быть, разделял незначительный период времени. В Киеве поднимался самый большой на планете и совсем маленький, спортивный. Однако, помню, самолетостроители не делали скидок на несравнимые масштабы. Первый вылет – он всегда первый. Для любого типа летательного аппарата. И дело не только в скрупулезном выполнении положенных в таком случае формальностей, а в большом эмоциональном напряжении, всегда сопутствующем такому событию.

Первый вылет Ан-124 состоялся еще при жизни Олега Константиновича Антонова. Генеральный конструктор провел несколько дней в Москве и накануне дебютного полета «Руслана» возвращался на поезде в Киев. Ехали мы в соседних купе, и ничто не мешало спокойно поговорить о предстоящем. Олег Константинович все отшучивался, однако чувствовалось, что утром ему, Генеральному конструктору, предстояло принять важное решение – на первый вылет. Причем, самолета не простого, а такого, какой еще создавать никому не доводилось. «Добро» на вылет от всех подразделений ОКБ уже было получено. Но решающее слово оставалось за Генеральным конструктором.

Антонов, помню, в разговоре неизменно подчеркивал участие в создании самолета множества смежников. Действительно, в те далекие годы, когда саратовский школьник Олег Антонов собирал свой первый планер «Голубь», кооперация была предельно простой – что находили на свалке, то и шло в дело. Приспосабливали даже венские стулья – на колеса. А тут? В крылатого богатыря вложили свой труд сотни научных и промышленных коллективов десятков министерств и ведомств. И хотя сегодня авиаконструктор, как правило, убежден, что новое детище обязательно полетит, первый вылет есть первый. И принять решение на него осуществление – дело совсем не простое.

В КБ я старался никого не беспокоить. Людям было не до интервью. Напряжение росло час от часу. Вот в кабинет Генерального прошел его первый заместитель Петр Васильевич Балабуев. Вскоре там же на очередной оперативке собрались руководители подразделений. Лауреат Ленинской премии Елизавета Аветовна Шахатуни, руководитель подразделения прочности – она начинала работать с Антоновым еще на планерном заводе. Лауреат Ленинской премии Виктор Гаврилович Анисенко, руководитель подразделения силовых установок – он приехал в Киев в сорок седьмом году вместе со всем очередным выпуском Новосибирского техникума…

Первый испытательный полет в назначенный срок не состоялся – помешало ненастье. И «хозяева» предложили своим главным «гостям» – двигателистам конструкторского коллектива лауреата Ленинской премии Героя Социалистического Труда Владимира Алексеевича Лотарева – посмотреть несколько кинолент. Одна из них была посвящена перевозке элементов крыла «Руслана» с завода-изготовителя в Киев. Это была уникальная транспортная операция! На «Антее» заслуженный летчик-испытатель Владимир Терский (его экипаж поднял «Руслана» в воздух и поставил недавние феноменальные рекорды) возил закрепленные вне фюзеляжа самолета элементы крыла нового гиганта, для которых оказался мал даже грузовой отсек «Антея».

Тут же, в кинозале, мы беседовали с В.А. Лотаревым, ветераном отечественного двигателестроения. Я напомнил конструктору о международном авиационном Салоне в Париже 1981 года, где был выставлен наш турбовентиляторный двигатель Д-36 средней мощности. Тогда-то зарубежные специалисты и пришли к выводу: советские конструкторы работают над созданием подобного двигателя большей мощности.

– Действительно, Д-36 послужил прототипом Д-18Т, установленного на «Руслане», – сказал В.А. Лотарев. – На нем мы прошли основательную школу, отработали многое, что требовалось при конструировании будущего двигателя. Думаю, удалось создать машину, по многим параметрам превышающую зарубежные аналоги.

– А как появилось имя нового самолета – «Руслан»? – поинтересовался я.

– Об этом нужно Олега Константиновича спросить, – рассмеялся Лотарев. – Говорят, что расшифровка тут такая: «Русский – Лотарев – Антонов»…

Беседу продолжили секретари парткомов двух коллективов – самолетчиков и двигателестроителей – В. Бессонов и И. Мизельник. Они рассказали об огромном внимании, которое уделяли постройке самолета-гиганта партийные организации Украины, других республик, краев и областей, о том, как оперативно решались сложнейшие вопросы, неизбежно возникающие при создании качественно новой техники.

…По поднятой за самолетом пыли мы поняли, что двигатели выведены на взлетный режим. «Руслан» начал разбег, а я машинально глянул на часы. Прошло двадцать три секунды, и Ан-124 легко оторвался от бетона…

Так началась летная биография самого крупного на планете самолета.

© А. Горохов, корреспондент «Правды» – специально для «Крыльев Родины»

Киев – Москва

Источники:

А. Горохов – Разбег, журнал «Крылья Родины» №11 за 1985 год