Недавно на канале была статья о психологическом романе — не слишком распространенном в нашей литературе жанре художественного произведения. Если говорить о других редких разновидностях романов, то можно вспомнить ещё о такой редкой форме, как роман-река. Возможно, кое-кто и не слышал даже этого термина. Причём роман-река не какой-то редкий литературный жанр, а именно форма или вид романа.
Суть «речного» романа
Роман этого вида можно назвать основоположником сериальной литературы. Первые произведения, получившие название roman-fleuve (роман-река) появились во Франции в середине XIX века. Очень близки по сути и по форме к роману-реке семейные хроники и саги, больше характерные для английской литературы.
Роман-река — это серия из нескольких романов, связанных общими героями, чаще всего представителями нескольких поколений одной семьи. В этих романах обычно описываются не слишком яркие события, это просто история жизни людей, связанных семейными отношениями. И в то же время эти события происходят на определённом историческом фоне, они часть эпохи и отражают её особенности. Так же как и герои являются представителями определённых слоёв общества, и их судьбы не только индивидуальны, но и социальны.
Читая романы этого вида, человек погружается в эпоху, в проблемы обычных, и в то же время в чём-то неординарных людей. Читатель оказывается в своеобразном потоке, его как бы несёт река жизни вместе с героями произведений. Поэтому они и получили такое название. Кстати, оно появилось благодаря Ромену Ролану, который назвал рекой свой десятитомник «Жан-Кристоф».
Признаки романа-реки
Суммируем особенности и признаки произведений, которые можно назвать роман-река.
- Это обязательно серия романов, в классическом варианте их должно быть не менее пяти.
- В центре внимания автора судьбы обычных людей, связанных чаще всего родственными отношениями.
- Время действия романов охватывает довольно большой промежуток в пределах жизни нескольких поколений, истории которых излагаются последовательно.
- Для произведений этого формата характерна эпичность. История семьи показывается на фоне важных для общества событий,
- Связь судеб героев с событиями, происходящими в обществе. Но тем не менее ключевых ролей в этих событиях герои не играют. По сути, они такие же наблюдатели, как и читатели.
- Отсутствие резких поворотов сюжета, да и вообще туманность сюжета как такового. Роман-река не предполагает, например, какой-то общей сюжетной линии. Хотя в отдельных, входящих в него произведениях можно вычленить композицию, близкую к классической, и арки персонажей. Но чаще это просто описание жизни семьи.
Примеры произведений в форме романа-реки
К наиболее ранним произведениям этого вида можно отнести «Человеческую комедию» Оноре де Бальзака и «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Позднее, уже в XX веке в этом формате были написаны романы серии «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста и «Семья Тибо» Роже Мартина дю Гара.
В начале XX века в немецкой литературе появился роман-река «Будденброки» Томаса Манна, а в Англии в этом формате написаны две саги в шести томах «Барсетширские хроники» Энтони Троллопа. «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси тоже можно отнести к роману-реке с одной оговоркой — она немного не дотягивает по количеству томов.
А вот в русской литературе сложно найти произведения, которые можно было бы привести в качестве примера романа-реки. Главным образом, потому что сериальность в нашей литературе была не принята. Она и сейчас многих возмущает.
Однако некоторые признаки романа-реки присущи, например, трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам», книгам А. Степанова «Порт-Артур» и «Семья Звонарёвых» и историческому четырёхтомнику Э. Зорина о Всеволоде Большое Гнездо и его эпохе. Хотя русские романы, которые можно было бы отнести к роману-реке, отличаются большим акцентом на исторических процессах, а не на семейных интригах. Не дотягивают они до семейных хроник. Это, кстати, не недостаток, просто констатация факта.
Чем интересен роман-река
Не зря этот вид романов появился в середине XIX века. Для людей в целом характерен интерес к чужой жизни, к чужим семейным проблемам. Но в то время этот интерес особенно стал заметен. Телевидения с разными ток-шоу и передачами типа «Дом-2» в то время не было, а подсмотреть в замочную скважину за соседями хотелось. Ну и, что греха таить, посмаковать семейные скандалы, послушать сплетни, перемыть косточки коллегам люди всегда готовы. Вот эту-то потребность понаблюдать за чужой жизнью и удовлетворяли произведения вида роман-река.
Российские читатели не были исключением, для этого у них имелись романы Толстого, Достоевского, Тургенева. В них тоже описывались трагедии и проблемы людей, которых читатель мог отнести к категории «соседи». Вот семейных хроник, да, не было. Почему? Даже не знаю. Возможно, потому что русским писателям просто было лень писать об одних и тех же героях, когда вокруг столько интересных сюжетов. Возможно, и читатели не любили многотомные произведения по той же причине. Но романы-хроники в русской литературе не прижились.
Кстати, современному читателю зарубежный роман-река XIX – начала XX века ещё интересен тем, что он даёт полную и красочную картину жизни того времени. Впечатление, словно сходил в хороший музей интерьеров, и картинка нравов, особенностей поведения людей того времени тоже интересна