Яркая, масштабная, но полная условностей и нестыковок, которые не хочется видеть в данном жанре
В каком-то смысле игры можно разделить на два типа. Первый – «просто игры». Да, они могут быть популярными, но в целом ничего нового никуда не привносить и на это не претендовать. А второй – игры «знаковые». Которые выводят жанр на некий новый, невиданный ранее уровень. Baldur’s Gate 3 еще до релиза явно претендовала на эту самую «знаковость», а после выхода произвела настоящий фурор. 875 тысяч одновременно играющих на пике – это действительно большое достижение.
Немного забегая вперед – да, безусловно, всех этих фанфар третьи «Врата Балдура» достойны. Но означает ли, что эта игра хороша всегда и во всем? Конечно, нет. Как и в любом масштабном проекте, проблем в ней предостаточно – в том числе касающихся ролевой составляющей. Я, к примеру, не назвал бы ее «лучшей РПГ всех времен», как это делают многие игровые СМИ.
Об этом сегодня и поговорим – о хорошем, о плохом, о превратностях плотской любви с гитьянки, о пошаговых боях, о важности харизмы и многом другом.
Итак, «закапываем» в глаза личинки иллитидов, запасаемся провиантом для полноценного отдыха, проходим проверку на внимательность и вперед!
Инди нового уровня
Когда мы говорим об успехе Baldur’s Gate 3, то, как мне кажется, нужно откровенно сказать, что основная его причина – это дорогие визуал и постановка. Крупномасштабные РПГ были и до этого, но такого сочетания элементов классический компьютерной ролевой игры и почти ААА-визуала – в общем-то нет. «Почти» - потому что, хотя анимации в игре и отличные, но все-таки не уровня God of War. Да это, на самом деле, и не нужно.
Выглядит игра действительно потрясающе. Графика, арт-дизайн, анимации лиц – все это на порядки лучше, чем во многих проектах от первого лица. А здесь, при виде сверху, нас балуют такой роскошью. Впрочем, и сами локации весьма живописны – хотя и не все.
О чем все-таки стоит сказать – это сильная визуальная схожесть третьих «Врат Балдура» с Divinity: Original Sin от той же студии Larian. Из-за чего лично у меня особо не было ощущения, что я попал на Фейрун (вымышленный континент в DnD), зато было ощущение, что я играю в продолжение второй DOS. Похожее чувство будет и по поводу игровых механик, но об этом позже.
Подробно останавливаться на сюжете не буду – все-таки в РПГ нужно изучать его самостоятельно, особенно с учетом немалого количества возможных поворотов. Скажу лишь, что сюжет в BG 3 – отличный. С одной оговоркой – не знаю как вас, а меня преследовало ощущение, что глобально он развивается как бы сам по себе, а наш герой слишком часто выступает в роли стороннего наблюдателя. Многие выборы при этом несут локальные последствия, но в масштабе всей игры не особенно важны.
Подавляющий масштаб
Baldur’s Gate 3 – очень большая игра. Однако структурно это не песочница, по которой можно свободно передвигаться. Вертикаль прохождения довольно строгая. Есть три акта. Да, иногда вы можете выбрать, как именно попасть в следующий, но, если туда уже попали – особых поводов возвращаться не будет. И масштаб «Врат Балдура» выражается в размерах каждого из этих актов, а также количестве квестов, которыми они наполнены.
При этом наиболее разнообразным и увлекательным лично мне показался первый акт – который мы видели еще в раннем доступе. Там и разнообразие локаций больше, и, по моим ощущениям – последствия сделанных нами выборов значительнее. Чем дальше – тем большую роль начинает играть глобальный сюжет.
Второй акт – вероятно, самый худший. Вся эта эстетика проклятой и потускневшей земли – это, конечно, прекрасно, но не в таких масштабах. Бегать по «земле теней» в конце концов становится скучно, да и действительно интересных квестов там мало. По итогу все, что от нас требуется – попасть в Лунные башни и навести там порядок.
Третий акт – это огромный… просто гигантский город Врата Балдура. Не знаю как вас, но меня здесь в целом постигло разочарование. Город в общем-то однообразный. Да, практически в каждом здании есть что-то интересное, но в целом локацию перегрузили активностями, из-за чего прохождение города превращается в какой-то нескончаемый трип в почти не меняющихся декорациях. Разве что к дьяволу на огонек заглянуть было здорово – это да.
В целом от мира Baldur’s Gate 3 остались очень двоякие ощущения. С одной стороны – контента действительно очень много и видно, что каждый квест старались сделать прикольным и запоминающимся. Но, как мне кажется, есть у «Ларианов» своя «фишка», которая не слишком подходит для Фейруна. Квесты в их играх – это, по сути, мемы. Забавные локальные истории, которые почти никак не отражаются на ситуации в мире. И квесты Baldur’s Gate 3 грешат тем же самым.
И я понимаю, что кому-то все эти десятки часов самых разных квестов – то, что нужно. Однако меня «Врата Балдура» откровенно задушили своим масштабом. Я тот еще ОКР-щик, который старается открыть каждый сундук, залезть в каждую комнату (зря что ли за плута играл) и пройти каждый квест. Но в BG 3 всего этого так много, что такой стиль прохождения сильно утомляет. В этом смысле для меня ближе более локальные истории, вроде тех же DOS, где каждая находка – это праздник, который реально влияет на историю и игровой процесс. А не просто еще одна нычка, которую добавили для общей массы.
О боевке и DnD
Безусловно – самый «сочный» пункт. Поскольку критика в адрес боевой системы Baldur’s Gate 3 шла бурным потоком еще до релиза. Правила DnD, да еще и с пошаговой «лариановской» боевкой, которую любят далеко не все – что может пойти не так?
Мне, в отличие от многих, боевая система «Ларианов» в целом нравилась. Однако конкретно в Baldur’s Gate 3 – да, без перегибов не обошлось. Пошаговая боевка хороша, когда на арене не слишком много мобов. И когда велика тактическая ценность каждого сделанного движения. В BG3 сражаться интересно ровно до того момента, пока на арену не «подвезут» штук 10 или больше противников. Тогда ты не столько играешь, сколько наблюдаешь, как вся эта братия постоянно перемещается и что-то кастует. Анимации в игре красивые, но очень уж долгие для такого типа сражений.
По поводу пресловутого «кубика». Да, частенько напрягает, когда при шансе попадания 75% твой персонаж постоянно промахивается. Но в целом боевая система в Baldur’s Gate 3 не по «днд-шному» простая. Это вам не Pathfinder, где не знающий правил настолок игрок вообще порой не понимает, что происходит и что он сделал не так с прокачкой. Прокачка персонажей в Baldur’s Gate 3 какая-то даже слишком линейная, и мало чего требующая от игрока. А главное – даже если вы просто не вдумываясь что-то кликаете, это никак вам не аукнется в будущем – даже на самом высоком уровне сложности бои не такие уж хардкорные. И всегда можно выкрутиться из ситуации посредством вовремя брошенной бомбы или использованного заклинания.
В этом, наверное, и кроется главный минус третьих «Врат Балдура» - игра не так уж сильно реагирует на то, какого именно вы персонажа создали. Да, один и тот же поединок можно выиграть очень разными способами. Также как и достичь желаемого в диалоге. Но не всегда эта разница будет так уж велика.
Зато Baldur’s Gate 3 очень оценят любители иммерсивности. Копаться во всех этих синергиях умений и окружения – бесценно. В этом плане игра однозначно поощряет «вдумчивый» подход, который мы помним по серии DOS. Хотя иногда и не оправдывает ожидания, и к этому надо быть готовым. Если вам кажется, что вы увидели приготовленное разработчиками «чеховское ружье», то знайте – это не всегда оно. Может и не выстрелить.
Сопартийцы с низкой социальной ответственностью
Не буду подробно останавливаться на технических проблемах. Их в Baldur’s Gate 3 было достаточно много – от не самой лучшей оптимизации до большого числа самых разнообразных багов. Вырытые из земли сундуки, к которым по загадочной причине ты не можешь подойти, потому что «Туда не попасть». Багующиеся диалоги – когда после завершения беседы с NPC она словно продолжается дальше, из-за чего ты не можешь взаимодействовать с окружением. Подобного было много, но Larian явно не оставят такие вещи без внимания, и, возможно, даже что-то из того, о чем я говорил выше, уже пофиксили.
Куда больше расстраивает другое – и это уже не пофиксить. А именно – то, как игровой мир реагирует на происходящие события. Вот неожиданно из моря выпрыгивает группа монстров и нападает на мою пати. Я случайно убиваю АОЕ-атакой мирного жителя. И что вы думаете происходит? Рядом начинают бегать стражники и искать виновного. Абсолютно не обращая внимания на резню на пристани. Они даже не вовлечены в этот бой.
И таких вещей в Baldur’s Gate 3, к сожалению, очень и очень много. Знаю, что для кого-то это спорно, но для меня хорошая компьютерная РПГ – это когда игровой мир связан большим количеством решений и их последствий. Когда реакция окружающих на какие-то события может оказаться для тебя неожиданной, но при этом… внезапно логичной.
В Baldur’s Gate 3 даже реакция ключевых персонажей на решения игрока часто оказывается весьма предсказуемой. Отчего создается ощущение, что это не твои «решения» - а просто составляющие разветвленного сюжета игры. По левой дорожке пойдешь – иллитидом станешь. По правой – могущественного принца гитьянки освободишь.
Такое же ощущение есть и по поводу различных игровых романов. Помню, как в Divinity: Original Sin 2 «романсил» Лоусе. Там этот «роман» представлял собой достаточно длительную цепочку решений и событий, которые в итоге и приводили к союзу игрового персонажа с одержимой девушкой.
В Baldur’s Gate 3 с тобой «союза» хочет все, что движется – причем сразу плотского. Серьезно, не делая абсолютно ничего, ты будешь вынужден отбиваться от клеящихся к тебе сопартийцев. Никаких предпосылок, никаких поводов – просто внезапно они начинают «пылать» к тебе любовью. На мой взгляд, это выглядит крайне нелепо, отчего ценность таких «романов» в игре в общем-то стремится к нулю.
Подводя итог. Baldur’s Gate 3 – это очень крутая, красивая и масштабная РПГ. Но вот именно РПГ-составляющая в ней, порой, вызывает вопросы. Огромный и насыщенный квестами мир – для кого-то несомненный плюс, а для кого-то – уже слишком, и не всякий геймер «долетит» до середины Врат Балдура. И все же хорошо, что такой большой и знаковый проект у нас теперь есть. И, конечно, ждем, что еще нам подарят «Ларианы» или другие, вдохновленные их успехом разработчики. А еще из плюсов – медвесычи. Они классные.
Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg
В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer
А что вы думаете о Baldur’s Gate 3? Все ли понравилось? И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!