Найти тему
Mishootka Gamer

Лучшая РПГ, но это условно: обзор Baldur’s Gate 3

Оглавление

Яркая, масштабная, но полная условностей и нестыковок, которые не хочется видеть в данном жанре

Larian подарили нам великолепную ролевку с выдающимся для жанра визуалом. Но есть нюансы
Larian подарили нам великолепную ролевку с выдающимся для жанра визуалом. Но есть нюансы

В каком-то смысле игры можно разделить на два типа. Первый – «просто игры». Да, они могут быть популярными, но в целом ничего нового никуда не привносить и на это не претендовать. А второй – игры «знаковые». Которые выводят жанр на некий новый, невиданный ранее уровень. Baldur’s Gate 3 еще до релиза явно претендовала на эту самую «знаковость», а после выхода произвела настоящий фурор. 875 тысяч одновременно играющих на пике – это действительно большое достижение.

Немного забегая вперед – да, безусловно, всех этих фанфар третьи «Врата Балдура» достойны. Но означает ли, что эта игра хороша всегда и во всем? Конечно, нет. Как и в любом масштабном проекте, проблем в ней предостаточно – в том числе касающихся ролевой составляющей. Я, к примеру, не назвал бы ее «лучшей РПГ всех времен», как это делают многие игровые СМИ.

Об этом сегодня и поговорим – о хорошем, о плохом, о превратностях плотской любви с гитьянки, о пошаговых боях, о важности харизмы и многом другом.

Итак, «закапываем» в глаза личинки иллитидов, запасаемся провиантом для полноценного отдыха, проходим проверку на внимательность и вперед!

Инди нового уровня

Когда мы говорим об успехе Baldur’s Gate 3, то, как мне кажется, нужно откровенно сказать, что основная его причина – это дорогие визуал и постановка. Крупномасштабные РПГ были и до этого, но такого сочетания элементов классический компьютерной ролевой игры и почти ААА-визуала – в общем-то нет. «Почти» - потому что, хотя анимации в игре и отличные, но все-таки не уровня God of War. Да это, на самом деле, и не нужно.

Выглядит игра действительно потрясающе. Графика, арт-дизайн, анимации лиц – все это на порядки лучше, чем во многих проектах от первого лица. А здесь, при виде сверху, нас балуют такой роскошью. Впрочем, и сами локации весьма живописны – хотя и не все.

Усы гусарские, характер - плутовской
Усы гусарские, характер - плутовской

О чем все-таки стоит сказать – это сильная визуальная схожесть третьих «Врат Балдура» с Divinity: Original Sin от той же студии Larian. Из-за чего лично у меня особо не было ощущения, что я попал на Фейрун (вымышленный континент в DnD), зато было ощущение, что я играю в продолжение второй DOS. Похожее чувство будет и по поводу игровых механик, но об этом позже.

Подробно останавливаться на сюжете не буду – все-таки в РПГ нужно изучать его самостоятельно, особенно с учетом немалого количества возможных поворотов. Скажу лишь, что сюжет в BG 3 – отличный. С одной оговоркой – не знаю как вас, а меня преследовало ощущение, что глобально он развивается как бы сам по себе, а наш герой слишком часто выступает в роли стороннего наблюдателя. Многие выборы при этом несут локальные последствия, но в масштабе всей игры не особенно важны.

Подавляющий масштаб

Baldur’s Gate 3 – очень большая игра. Однако структурно это не песочница, по которой можно свободно передвигаться. Вертикаль прохождения довольно строгая. Есть три акта. Да, иногда вы можете выбрать, как именно попасть в следующий, но, если туда уже попали – особых поводов возвращаться не будет. И масштаб «Врат Балдура» выражается в размерах каждого из этих актов, а также количестве квестов, которыми они наполнены.

При этом наиболее разнообразным и увлекательным лично мне показался первый акт – который мы видели еще в раннем доступе. Там и разнообразие локаций больше, и, по моим ощущениям – последствия сделанных нами выборов значительнее. Чем дальше – тем большую роль начинает играть глобальный сюжет.

Игра полна увлекательных деталей, главное - вовремя присмотреться
Игра полна увлекательных деталей, главное - вовремя присмотреться

Второй акт – вероятно, самый худший. Вся эта эстетика проклятой и потускневшей земли – это, конечно, прекрасно, но не в таких масштабах. Бегать по «земле теней» в конце концов становится скучно, да и действительно интересных квестов там мало. По итогу все, что от нас требуется – попасть в Лунные башни и навести там порядок.

Третий акт – это огромный… просто гигантский город Врата Балдура. Не знаю как вас, но меня здесь в целом постигло разочарование. Город в общем-то однообразный. Да, практически в каждом здании есть что-то интересное, но в целом локацию перегрузили активностями, из-за чего прохождение города превращается в какой-то нескончаемый трип в почти не меняющихся декорациях. Разве что к дьяволу на огонек заглянуть было здорово – это да.

Некоторые локации специально сделаны таким образом, чтобы мы могли просто полюбоваться панорамой
Некоторые локации специально сделаны таким образом, чтобы мы могли просто полюбоваться панорамой

В целом от мира Baldur’s Gate 3 остались очень двоякие ощущения. С одной стороны – контента действительно очень много и видно, что каждый квест старались сделать прикольным и запоминающимся. Но, как мне кажется, есть у «Ларианов» своя «фишка», которая не слишком подходит для Фейруна. Квесты в их играх – это, по сути, мемы. Забавные локальные истории, которые почти никак не отражаются на ситуации в мире. И квесты Baldur’s Gate 3 грешат тем же самым.

И я понимаю, что кому-то все эти десятки часов самых разных квестов – то, что нужно. Однако меня «Врата Балдура» откровенно задушили своим масштабом. Я тот еще ОКР-щик, который старается открыть каждый сундук, залезть в каждую комнату (зря что ли за плута играл) и пройти каждый квест. Но в BG 3 всего этого так много, что такой стиль прохождения сильно утомляет. В этом смысле для меня ближе более локальные истории, вроде тех же DOS, где каждая находка – это праздник, который реально влияет на историю и игровой процесс. А не просто еще одна нычка, которую добавили для общей массы.

О боевке и DnD

Безусловно – самый «сочный» пункт. Поскольку критика в адрес боевой системы Baldur’s Gate 3 шла бурным потоком еще до релиза. Правила DnD, да еще и с пошаговой «лариановской» боевкой, которую любят далеко не все – что может пойти не так?

Мне, в отличие от многих, боевая система «Ларианов» в целом нравилась. Однако конкретно в Baldur’s Gate 3 – да, без перегибов не обошлось. Пошаговая боевка хороша, когда на арене не слишком много мобов. И когда велика тактическая ценность каждого сделанного движения. В BG3 сражаться интересно ровно до того момента, пока на арену не «подвезут» штук 10 или больше противников. Тогда ты не столько играешь, сколько наблюдаешь, как вся эта братия постоянно перемещается и что-то кастует. Анимации в игре красивые, но очень уж долгие для такого типа сражений.

Время от времени можно будет выполнить фирменный "лариановский" апокалипсис от зажженной спички
Время от времени можно будет выполнить фирменный "лариановский" апокалипсис от зажженной спички

По поводу пресловутого «кубика». Да, частенько напрягает, когда при шансе попадания 75% твой персонаж постоянно промахивается. Но в целом боевая система в Baldur’s Gate 3 не по «днд-шному» простая. Это вам не Pathfinder, где не знающий правил настолок игрок вообще порой не понимает, что происходит и что он сделал не так с прокачкой. Прокачка персонажей в Baldur’s Gate 3 какая-то даже слишком линейная, и мало чего требующая от игрока. А главное – даже если вы просто не вдумываясь что-то кликаете, это никак вам не аукнется в будущем – даже на самом высоком уровне сложности бои не такие уж хардкорные. И всегда можно выкрутиться из ситуации посредством вовремя брошенной бомбы или использованного заклинания.

В игре хватает как увлекательных сражений, так и довольно нудных
В игре хватает как увлекательных сражений, так и довольно нудных

В этом, наверное, и кроется главный минус третьих «Врат Балдура» - игра не так уж сильно реагирует на то, какого именно вы персонажа создали. Да, один и тот же поединок можно выиграть очень разными способами. Также как и достичь желаемого в диалоге. Но не всегда эта разница будет так уж велика.

Зато Baldur’s Gate 3 очень оценят любители иммерсивности. Копаться во всех этих синергиях умений и окружения – бесценно. В этом плане игра однозначно поощряет «вдумчивый» подход, который мы помним по серии DOS. Хотя иногда и не оправдывает ожидания, и к этому надо быть готовым. Если вам кажется, что вы увидели приготовленное разработчиками «чеховское ружье», то знайте – это не всегда оно. Может и не выстрелить.

Сопартийцы с низкой социальной ответственностью

Не буду подробно останавливаться на технических проблемах. Их в Baldur’s Gate 3 было достаточно много – от не самой лучшей оптимизации до большого числа самых разнообразных багов. Вырытые из земли сундуки, к которым по загадочной причине ты не можешь подойти, потому что «Туда не попасть». Багующиеся диалоги – когда после завершения беседы с NPC она словно продолжается дальше, из-за чего ты не можешь взаимодействовать с окружением. Подобного было много, но Larian явно не оставят такие вещи без внимания, и, возможно, даже что-то из того, о чем я говорил выше, уже пофиксили.

Примерно так себя чувствуешь, когда не можешь решить в общем-то несложную загадку в мире игры
Примерно так себя чувствуешь, когда не можешь решить в общем-то несложную загадку в мире игры

Куда больше расстраивает другое – и это уже не пофиксить. А именно – то, как игровой мир реагирует на происходящие события. Вот неожиданно из моря выпрыгивает группа монстров и нападает на мою пати. Я случайно убиваю АОЕ-атакой мирного жителя. И что вы думаете происходит? Рядом начинают бегать стражники и искать виновного. Абсолютно не обращая внимания на резню на пристани. Они даже не вовлечены в этот бой.

И таких вещей в Baldur’s Gate 3, к сожалению, очень и очень много. Знаю, что для кого-то это спорно, но для меня хорошая компьютерная РПГ – это когда игровой мир связан большим количеством решений и их последствий. Когда реакция окружающих на какие-то события может оказаться для тебя неожиданной, но при этом… внезапно логичной.

В Baldur’s Gate 3 даже реакция ключевых персонажей на решения игрока часто оказывается весьма предсказуемой. Отчего создается ощущение, что это не твои «решения» - а просто составляющие разветвленного сюжета игры. По левой дорожке пойдешь – иллитидом станешь. По правой – могущественного принца гитьянки освободишь.

Романы в Baldur’s Gate 3 - дело легкое и непринужденное. Даже чересчур
Романы в Baldur’s Gate 3 - дело легкое и непринужденное. Даже чересчур

Такое же ощущение есть и по поводу различных игровых романов. Помню, как в Divinity: Original Sin 2 «романсил» Лоусе. Там этот «роман» представлял собой достаточно длительную цепочку решений и событий, которые в итоге и приводили к союзу игрового персонажа с одержимой девушкой.

В Baldur’s Gate 3 с тобой «союза» хочет все, что движется – причем сразу плотского. Серьезно, не делая абсолютно ничего, ты будешь вынужден отбиваться от клеящихся к тебе сопартийцев. Никаких предпосылок, никаких поводов – просто внезапно они начинают «пылать» к тебе любовью. На мой взгляд, это выглядит крайне нелепо, отчего ценность таких «романов» в игре в общем-то стремится к нулю.

Подводя итог. Baldur’s Gate 3 – это очень крутая, красивая и масштабная РПГ. Но вот именно РПГ-составляющая в ней, порой, вызывает вопросы. Огромный и насыщенный квестами мир – для кого-то несомненный плюс, а для кого-то – уже слишком, и не всякий геймер «долетит» до середины Врат Балдура. И все же хорошо, что такой большой и знаковый проект у нас теперь есть. И, конечно, ждем, что еще нам подарят «Ларианы» или другие, вдохновленные их успехом разработчики. А еще из плюсов – медвесычи. Они классные.

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer

А что вы думаете о Baldur’s Gate 3? Все ли понравилось? И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!