Иногда нужно останавливать колесо и выгуливать белку :) Да, останавливаться и проводить ревизию своих установок и мотиваторов, это делает жизнь легче и интереснее.
Готовлюсь к семинару, буду работать с классными руководителями. Классный руководитель – это огромная должностная инструкция, много обязательных к исполнению пунктов, однако даже здесь, человек может выбрать то и осуществлять выбранное так, как ему к душе ближе. Понять, что и как к душе ближе – собственно задача нашей работы и есть.
До моего упражнения специалисты ознакомятся с классификацией классных руководителей, попробуют себя типировать. А дальше выступлю я с речью примерно такого содержания:
Каждый человек периодически смотрится в зеркало, изучает себя, рассматривая с разных сторон и выявляя сильные и слабые стороны. Касается это не только внешности, но и многого другого, например, профессионализма в выбранной области. Здесь у работающего человека чрезвычайно широкий простор для анализа, типизаций и раскладывания по полочкам. Можно относить себя к тому или иному типу, скажем, классных руководителей. Но типизация, как правило, не исчерпывает способ самопознания. Это как представить, что в соответствии, например, с гороскопом существует двенадцать различных, но совершенно идентичных внутри типа\знака людей. Однако это не так.
Внутри каждого типа существует еще множество градаций и возможностей. Тип «социальный организатор», например, может объединять совершенно разных, чрезвычайно различающихся между собой людей. Существует должностная инструкция, где описано, что должен делать специалист, это так называемое «надо». Внутри всего поля «надо» человек, как правило, в первую очередь обращает внимание на то, что ему интересно, а также то, что у него получается, лучше, чем другое.
Если бы я когда-нибудь решилась стать классным руководителем, я бы наверняка типировала бы себя как раз как «социального организатора» и занялась бы проектной деятельностью исследовательского типа, потому что я ученый и человек, считающий, что ничего интереснее в образовании, чем поиск ответов на интересующие вопросы самого широкого круга. Проектная деятельность, безусловна нужна, она мне интересна и получается у меня. Однако, ни в какой момент времени я не смогу сказать, что знаю об исследованиях все, поэтому мои знания, то, как я об этом думаю, как делаю, и какие возможности и перспективы вижу всегда могут получить приращение. Например, если попрошу окружающих меня об этом поспрашивать, буквально закидать вопросами.
Итак: Исследовательская деятельность (ИД) и вопросы к ней. Вопросы могут быть любыми, касаться любых смежных вещей, выбранное понятие необходимо закидать вопросами, как снежками.
Что такое исследовательская деятельность для тебя?
Если бы исследовательскую деятельность запретили, что бы ты стала делать?
Сколько времени нужно, чтобы стать исследователем?
Для чего самому обычному человеку становиться исследователем?
Как должна оплачиваться исследовательская деятельность?
В какое время суток лучше заниматься ИД?
Кто к ИД способнее: мальчики или девочки?
Что в отпуске делают настоящие исследователи?
Среди каких знаков зодиака больше всего ученых исследователей?
Что ребенку, ученику 5-6 класса может дать ИД?
И т.д.
Когда вопросов набирается несколько десятков, я выбираю среди них 1-2 самых интересных, необычных или эмоционально затрагивающих и даю ответ.
Что дает такая форма работы:
1. Позволяет выделить свою «профессиональную изюминку»
2. Рассмотреть ее внимательно, изучить и наметить перспективы работы в новых направлениях в ее русле. Это происходит потому, что накиданные в случайном интенсивном порядке вопросы расшатывают стереотип восприятия привычных действий. Даже вопрос, который на первый взгляд кажется глупым или абсурдным, может подсветить нечто важное, что ранее ускользало от Вашего внимания.
3. Привычное понятие наполнится свежими эмоциями, потому что играть (а вопросы-«снежки» - это именно игра) это весело. В хорошем настроении, на волне энтузиазма человек в большей степени склонен проявлять творчество и быть открытым новым идеям.
Понимать, о чего можешь в своей работе получать удовольствие и стремиться к нему, лично для меня много значит.