Найти тему
Кеметизм (kemetic.works)

Зарождение древнеегипетской религии (по египтологу Ричарду Уилкинсону)

Происхождение египетских богов уходит далеко в доисторические времена. Эти самые ранние события произошли задолго до существования Египта как национального государства и изобретения письменности, поэтому мы вынуждены работать только с неписьменными свидетельствами, часто из относительно неопределенных контекстов и условий. Хотя ученые-исследователи по антропологи, предыстории и религии изо всех сил пытались проанализировать этот этап становления египетской религии, имеющиеся данные по-прежнему трудно интерпретировать, и они вызывают разные мнения. Тем не менее, есть основания предполагать наличие концепции священного в существовании несомненно культовых объектов, в захоронениях людей и животных, а также в местах, где, по-видимому, проводились формальные ритуалы. Неизвестно, действительно ли такие артефакты и места отражают веру в божественное существо или существ, но, как подчеркивают разные исследователи, забота, с которой умерших хоронили в доисторический период, и вера в загробную жизнь, подразумеваемая этой заботой, определенно позволяют предположить, что в те эпохи присутствовала необходимая для таких верований концептуальная сложность представлений.

Дух, фетиш, тотем и бог

Как и большинство древних людей, доисторические народы, жившие вокруг Нила, по-видимому, с почтением относились к силам природы – одушевленным и неодушевленным. Первые, по-видимому, преобладали в Египте, хотя повторяющиеся изображения звезд, найденные на Герзейской палетке и других артефактах позднего неолита (3600–3300 гг. до н. э.), могут указывать на то, что астральный культ развился в Египте довольно рано.

Герзейская палетка. Каирский музей. Экспонат JE 43103
Герзейская палетка. Каирский музей. Экспонат JE 43103

Тем не менее, первыми явными божествами, которых мы находим в археологических записях Египта, в большинстве случаев являются животные божества, такие как корова и сокол: боги, которые представляли аспекты космоса, но которые, несомненно, считались властными над человеческими занятиями и жизнью. К позднему доисторическому периоду мы находим свидетельства существования особых животных - особенно собак (или шакалов), газелей, крупного рогатого скота и баранов - которые были похоронены, по-видимому, в соответствии с какими-то ритуалами, а также изображения животных, которые могут означать некоторый вид анимизма или фетишизма (идеи о том, что животные, как и люди, обладают «духами», которых следует уважать и умилостивлять). Если эти зооморфные изображения не являются просто тотемами племенных групп и действительно обозначают проявления божественного в определенном виде, то они представляют собой значительный этап в развитии египетских богов. Идея о том, что божественное может проявляться в животной форме, объясняет тех самых животных, которые показаны действующими полностью по-человечески и которые являются основными изображениями египетских богов в конце додинастического периода. Знаменитая Палетка Нармера, датируемая переходом к династическому периоду (ок. 3000 г. до н.э.), дает яркие примеры к вышесказанному. На обратной стороне палетки изображен сокол, держащий пленника, а на передней - бык, разрушающий городскую стену и топчущий фигуру врага. Также изображены мифические серпопарды с длинной шеей, и с обеих сторон - что, несомненно, указывает на их важность - эти сцены увенчивают двойные изображения божества с коровьей головой, сочетающего в себе человеческие и бычьи черты. В этом и в других артефактах этого периода мы, несомненно, имеем зооморфных божеств, и, по-видимому, многие из них уже имели развитый культ.

Палетка Нармера. Каирский музей. Экспонат JE 32169
Палетка Нармера. Каирский музей. Экспонат JE 32169

С другой стороны, остается спорным вопрос о том, появились ли божества в человеческом облике в этот ранний период или позже. Грубо сделанные антропоморфные фигурки из глины или слоновой кости встречаются в археологических записях эпохи Нагада и даже раньше, но, хоть они и интерпретировались как божества, обширное исследование Питера Дж. Уко показало широкий спектр вариантов использования этих фигурок и их возможных смыслов. Вполне вероятно, ни одну из них нельзя с уверенностью принять как олицетворение божества. К началу исторического периода у нас действительно есть свидетельства того, что таким божествам, как Мин и Нейт, поклонялись в человеческом обличии, хотя концепция антропоморфных божеств, похоже, усваивалась в Египте очень медленно и, в каком-то смысле, никогда не была завершена, так как на протяжении всей египетской истории боги и богини часто рассматривались как гибридные формы с головами или телами животных. Богиня Хатхор, например, по-видимому, была одним из первых божеств, получивших антропоморфную форму, но даже она сохранила рога своего священного животного, коровы, и часто изображалась в бычьей форме спустя тысячелетия после своего появления.

Вставка. Богини крупного рогатого скота и боги охоты

В Египте крупный рогатый скот имел особое значение для развития религиозных верований. Недавнее исследование мест Набта-Плайя и Бир-Киссейба в Сахаре к западу от верхней долины Нила показало, что крупный рогатый скот, возможно, почитался там задолго до того, как он был одомашнен около 7000 г. до н.э. Коровьи рога были помещены в захоронения в месте под названием Тушка в Нубии еще за 10 000 лет до нашей эры, что позволяет предположить их связь с верованиями и ритуалами загробной жизни, и этот фон хорошо согласуется с преобладанием в династическом Египте изображений коров в связи с ранними богинями, такими как как Хатхор, Нут и Нейт. Как подчеркнул Фекри Хасан, «весьма вероятно, что концепция богини-коровы в династическом Египте является продолжением гораздо более древней традиции о первобытной богине-корове или богинях-коровах, возникшей в контексте неолитического скотоводства в египетской Сахаре». Хасан также отметил, что, поскольку и корова, и женщина давали молоко, они обе считались источником жизни и питания. Именно матери, которые давали физическое рождение и кормление (пропитание) - в человеческой или коровьей форме - были символами сил (таких как богиня Хатхор), которые возвращали умерших к жизни посредством духовного возрождения. Погребальная яма с пищевыми приношениями представляла собой образ утробы, а скорченное положение усопшего в самых ранних сохранившихся погребениях, возможно, предвещало желанное возрождение. Есть также свидетельства существования очень ранних божеств мужского пола, которые, по-видимому, были связаны с охотой и мужским плодородием, и эти боги, возможно, были в паре с коровами-богинями параллельно с социальными условиями раннего египетского доземледельческого периода, скотоводства и охотничьей культуры.

Некоторые из самых ранних, известных из Египта, антропоморфных изображений, похоже, объединяют человеческую форму с зооморфными характеристиками, как эта изогнутая, похожая на рога, поза рук у расписной керамической статуэтки женщины периода Нагада II. Бруклинский музей.
Некоторые из самых ранних, известных из Египта, антропоморфных изображений, похоже, объединяют человеческую форму с зооморфными характеристиками, как эта изогнутая, похожая на рога, поза рук у расписной керамической статуэтки женщины периода Нагада II. Бруклинский музей.

Первобытные и политические потребности

Развитие концепции индивидуализированных божеств, обладающих властью над конкретными событиями и природными условиями, обычно рассматривается как одновременное с развитием стремления получить некий контроль над миром и уязвимостью человека. В этом отношении потребности ранних человеческих обществ были везде одинаковыми и особо не менялись на протяжении всей истории, хотя непосредственная уязвимость древних людей к нападениям диких животных и силам природы, вероятно, постепенно уступила место осознанию долгосрочных последствий, таких как свобода от боли и нужды.

После того как около 3000 г. до н.э. возникло центральное правительство, предполагаемые и реальные потребности древнего населения долины Нила могли быстро измениться. Появились национальные божества, а также культ божественного царя; и, как отметил Джон Бейнс, появление монархии и, как следствие, возникновение египетского государства эффективно трансформировали древнюю религию, предоставив новый фокус, который объединил ее различные цели и потребности. Действительно, можно сказать, что с этого момента детство египетских божеств закончилось и более чем 3000 лет последующего исторического развития не смогли радикально изменить основную природу египетской религии.

Источник: Wilkinson, R.H. 2003. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London: Thames & Hudson. (pp. 12-15)

А ТЕПЕРЬ ВАЖНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Этот текст в книге, изданной 20 лет назад, написан под призмой взгляда на древнюю историю, характерного для конца прошлого века. Там уже много неуверенности, много сомнений, но сам подход содержит почти все клише, которые совершенно недопустимы сегодня.

Во-первых, конечно, фетиши и тотемы - это памятники колониальной антропологии и этнографии XIX века, в которых видели следы ранних форм религии. Появившаяся гораздо позже археология каменного века не нашла подтверждений этим представлениям. В Древнем Египте у некоторых провинций (не у всех) были свои животные-символы, но ничто не указывает на то, что это непременно отсылка к родоначальнику этого нома или его столицы. Наверное, самый знаменитый пример - это рыба Меджед, почитавшаяся в 19-м номе Верхнего Египта со столицей в Оксиринхе (греческое название). Меджед связана с культом Осириса, но если предполагать, что она почиталась и ранее, то зачем бы жителям этого нома придавать своему родоначальнику новый смысл, связанный с Осирисом, который (Анеджти) происходит из другого нома? Да и эмблемой нома была не рыба, а два посоха Уас. Иными словами, на тотем совсем не похоже.

Потом существует такое клише, что древнеегипетская религия должна была зародиться в примитивной форме, затем постепенно усложняться (эволюционировать, так сказать) и, достигнув пика, начать упрощение в каких-то аспектах. Если так называемый пик и был, то он точно пришёлся на дописьменный период. В пользу этого говорит анализ Текстов Пирамид (лишь текстовая запись ритуала, известного задолго до), содержащих отсылки к мифологическим сюжетам, которые были утеряны и в более поздние периоды не появлялись. Очень долго исследователи были в заложниках у представления, что сложность религиозной традиции примерно соответствует уровню изящности искусства данной эпохи. Иными словами, если памятники выглядят примитивно, то всё остальное - тоже. Ну и то, что в архаический период в захоронения клали мало инвентаря, а потом стали класть гораздо больше - это не признак усложнения религиозных представлений.

Нельзя также забывать, что монархия появилась не с объединением Египта, а гораздо раньше, потому что были Верхнее и Нижнее царства, в которые объединились септы (номы) со своими монархиями. Так что когда там у египетских богов было детство и было ли оно вообще - неизвестно. В остальном это очень хороший пример научного взгляда на зарождение древнеегипетской религии. Особого вреда использованные клише не приносят, они постепенно преодолеваются. Чего нельзя сказать об информации, выдаваемой совсем иными источниками за скрываемую правду. Она способна посеять полный хаос в представлениях, в один миг отменить всю достоверную информацию (а это очень легко сделать с теми, кто сам не читал иероглифы) и оставить человека в плену сомнительных, но будоражащих умозаключений.

Больше материалов и только самые внимательные читатели в нашем телеграм-канале: https://t.me/kemeticworks

Наука
7 млн интересуются