Итак, мы совершенно случайно зацепили еще один исторический детектив. Напомню историю, которая оказалась даже интереснее, чем написал я. В предыдущих статьях мы внезапно выяснили, очень интересные факты:
1) Полугосударственная (но коммерческая) компания "Русское Общество Пароходства и Торговли" (она же РОПиТ) "реинкарнировалась" под именем Compagnie Russe de Navigation et de Commerce.
2) Вопреки тому, что пишется в литературе, большая часть флота ушла за рубеж не с "армадой" П.Врангеля, а, гораздо раньше, причем часть кораблей оказалась в Марселе еще до начала войны. История этой части флота требует отдельного рассказа, ибо в этой истории замешаны французы, которые использовали эти суда для своих военных перевозок. А потому, тема очень сильно искажена (по политическим целям).
А, потому, давайте посмотрим конкретику по каждому судну, дабы понять что к чему. Как?
Как выяснилось, большинство списков "левые". Мы выловили в армаде Врангеля только "Херсонес" и "Харакс", а, потому, решаем проблему кардинально. Берем документы ё страховщиков: Ллойда и «Бюро Веритас» (Bureau Veritas), там где страховались грузы и суда.
Список вышел длинным, потому делим его на несколько частей. (А, потом, уже сделаем уже выводы, основанные на фактах). Общий итог мы подведем потом, пока, просто вместе смотрим материал. О пароходе «Korniloff» мы уже рассказали. На очереди первая десятка:
«Mouravief Apostol»бывший наш «Муравьев Апостол» и «Cezarevitch George» или «Цесаревич Георгий»,
Два однотипных парохода.
Трехпалубный пассажирский пароход "Цесаревич Георгий" был заложен для РОПиТа компанией R & W Hawthorn, Leslie & Co Ltd. в Хебберне (Англия), строительный номер 332. Заложено в 1895 г., спущено на воду 05.10.1895 г., передан заказчику в январе 1896 г. Порт приписки - Одесса. Названо в честь наследника цесаревича великого князя Георгия Александровича (1871–1899). Одновременно с ним был заложен еще один пароход для того же владельца.
Трехпалубный пассажирский пароход "Великая княгиня Ксения" (стр. № 332) был сдан заказчику тоже в 1896 году (одноименных судов было много: был и колесный пароход, и парусник) .
Водоизмещение: 2200 т., размерения: 90,8х 11,3х5 м. Силовая установка: паровая машина, 2400 л.с., 1 вал. Скорость хода очень приличная для торговца: 13,5 узлов (но, это почтовый пароход).
Суда принимали на борт 95 пассажиров в каютах 1-го класса, 84 в каютах 2-го класса и 300 в помещениях 3-го класса. Пароходы предназначались для работы на Крымско-Кавказской линии. С 1905 г. суда по расписанию работали на круговых рейсах по Черному морю, обслуживая не только русские порты Причерноморья, Крыма, Кавказа, но и турецкие порты Анатолийского побережья.
Все изменилось с началом войны.
"Цесаревич Георгий" и "Великая княгиня Ксения" 30.07.1914 г. были мобилизованы и переоборудованы в минные заградители (две 75-мм, три 47-мм пушки и два пулемета). Входили они в состав Батумского отряда судов Черноморского флота, командир - капитан 1-го ранга Римский-Корсаков.
Таким образом, эти два парохода остались по эту сторону Босфора, и явно уходили уже после окончания войны. Но, в списке судов, который выдают за список РОПиТовских пароходов, доставлявших армию П.Врангеля за рубеж их нет (мы его разбирали раньше). А, значит, и список сей не очень достоверный (или очень не полный).
Какова же их реальная судьба? Их включили в Экспедицию особого назначения, потом они оказывали поддержку румынскому фронту, их планировали использовать для доставки грузов сербской армии. В мае 1917 года они стали просто «Георгием» и «Ксенией». В декабре того же 1917 года оба корабля подняли красные флаги (как и большинство кораблей ЧФ) и перешли в подчинение Румчероду. Что это такое? А, это
Центральный исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одессы, контролировавший часть территории Херсонской, Бессарабской, Таврической, частью Подольской и Волынской губерний бывшей Российской империи. Да, вот как ни странно, большая часть бывшей РИ в 1917-м восприняла Советы… пока их (Советы) душить не начали )да и люди в них пошли не самые плохие). Ладно, не суть.
Вот именно тогда пароходы стали «Рылеевым» и «Муравьевым Апостолом» (в честь декабристов). Потом их захватили войска Центральных держав, потом пришли англо-франко-греки, и 27.04.1919 г. передали их «белым». А, потом… все было традиционно.
Токмо дороги их немного разошлись. «Рылеев» стал опять "Цесаревич Георгий" и вошел в состав МСЮР (нет, это не Московское объединение сюрреалистов, а Морские силы Юга России) и активно использовался вышеупомянутыми силами. «Муравьев Апостол» же был возвращен владельцу, и в 1919 году вывозил ценности РОПиТ из Одессы (если верить воспоминаниям).
"Цесаревич Георгий" достаточно долго входил в состав Русской эскадры, и в 1921 г. доставил раненых и больных военнослужащих Русской армии из Константинополя в Бизерту (Тунис).
А, «Mouravief Apostol» сразу начинает фигурировать в составе Compagnie Russe de Navigation et de Commerce. Я могу быть неточным в мелочах, но с 1921 года и «Mouravief Apostol» и «Cezarevitch George» имеют порт приписки Марсель (и активно работают).
О, уже пять пароходов получается «Mouravief Apostol», «Cezarevitch George», «Korniloff», «Chersones» и «Харакс» (проданный за долги). Хотя нет, почему, пять? А, «Веста» (тоже проданная).
Судя по купчей, она продана тоже Compagnie Russe de Navigation et de Commerce, но есть нюанс: под купчей (как и в случае с "Хараксом") стоят почему-то французские имена. Почему?
Марсельский трибунал назначает в 1921 г. Дезире Пелена как временного администратора, которому поручено, на время, управление текущими делами компании РОПиТ.
В поручении было указано : «Обеспечить эксплуатацию кораблей с личным содействием каждого капитана и с помощью адмирала Канина, а именно для организации и управления разных служб и, если понадобится, составить Надзирательный Комитет, с согласием тех акционеров, которые к нему обратятся.»
Вот именно к этому периоду и относится наибольшее количество нарушений, и незаконная продажа большей части флота РОПиТ. Участвовал во всем этом и адмирал Васи́лий Алекса́ндрович Ка́нин (во время Гражданской войны — командующий Черноморским флотом ВСЮР).
Именно поэтому собрались некоторые акционеры и капитаны кораблей в 1924-м и решили, что более продавать флот никто не будет. Но, до этого момента произошло еще очень много всяческих (в основном, негативных) событий. Смотрим флот дальше.
«Afon» Построен в 1901 году по заказу итальянской судоходной компании «Navigazione Ganerale Italiana» на судостроительной верфи «SA Italiana Gio Ansaldo, Armstrong & Co, Sestri Ponente» (Италия). Тип судна — двухпалубный товаропассажирский пароход. Вместимость 5111,7 брт, грузоподъемность 4480 тонн. Размерения 122,8 х 14,2 х 7,8 (м). Вертикальная паровая машина тройного расширения, мощностью 4650 л.с.. Скорость хода 12 узлов. Судно принимало на борт 59 пассажиров в каютах 1-го класса, 55 в каютах 2-го класса и 1191 пассажира в помещениях 3-го класса. В 1911 году пароход был приобретен российской судоходной компанией «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Там пароход получил наименование «Афон». Порт приписки Одесса. После покупки судно в Генуе прошло ремонт и переоборудование. Часть помещений 3-го класса были оборудованы для перевозки 500 паломников. Для них устроили особую печь, хлебопекарню и отдельную кухню. С начала февраля 1912 года «Афон» стал совершать рейсы в святые места.
12.03.1915 г. судно было мобилизовано и вошло в состав Черноморского флота как транспорт №6 "Афон". Входило в состав 1-го отряда транспортов Транспортной флотилии Черного моря, командир - контр-адмирал Хоменко. Дальше все по схеме.
С 26.12.1917 г. в составе Красного флота (традиционно). С июня 1918 г. под немецкой оккупацией. Осенью 1918 г. возвращено владельцу - РОПиТ, и судно вывозит имущество компании из России, возит пассажиров, грузы из Одессы в Марсель. А, еще возит имущество интервентов.
С начала 1920 г. под названием "Athon". сдано в тайм-чартер компании «Messageries Maritimes» (крупнейшее французское пароходное общество, основано Наполеоном III в 1851 году. Получало значительную правительственную субсидию) Фокус в том, что «Messageries Maritimes» получило контракт на перевозку войск и русских эмигрантов, наняло с чартер русские суда, а, потом, через представителей в компании Compagnie russe de navigation et de commerce (РОПиТ) вывело деньги себе «в счет долга». За рубежом российские активы были беззащитны (в общем-то, в идеале, государство и нужно для защиты интересов своих подданных).
«Afon» работал на компанию Compagnie russe de navigation et de commerce до 1928 года, после чего пароход был продан на слом.
Уже семь выходит. Смотрим дальше.
«Askold» Водоизмещение: 1200 т. 62,4х8,7х2,7 м. 400 л.с., 13 узлов. В 1879 г. по заказу "Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям с их притоками» на верфи AG "Vulcan" в Штеттине (Германия) был построен товарный пароход "Астрахань" (строительный № 89). По состоянию на 01.01.1887 г. в порту приписки Ростове-на-Дону пароход числился под № 947. В 1886 году на судоверфи РОПиТ в Севастополе судно прошло капитальный ремонт. В 1887 году пароход приобрело РОПиТ, переименовавшее его в "Аскольд". Портом приписки судна стала Одесса (№ 171). В годы Первой мировой войны пароход использовался как транспорт Черноморского флота. 16.12.1917 г. судно перешло на сторону Советской власти, в мае 1918 г. - захвачено герменскими войсками, в ноябре 1918 г. - белогвардейскими войсками, а в декабре 1918 г. - англо-французскими войсками. С апреля 1919 г. судно входило в состав белогвардейского флота. Во время Гражданской войны судно принимало участие в эвакуации казаков Белой армии из Гагр. Прибыв туда 13.10.1920 г., "Аскольд" 16.10.1920 г. с 2400 военнослужащими ушел в Севастополь. При эвакуации армии Врангеля, 14.11.1920 г. "Аскольд" вывез из Феодосии в Стамбул беженцев.
«Jerousalim» - трехпалубный товаропассажирский пароход. Вместимость: 5103,8 брт, Грузоподъемностью: 4220 тонн, 122,8 х14,2 х 7,6 м. Двигатель: Вертикальная паровая машина тройного расширения. Мощность: 4257 л.с. Скорость хода: 10 узлов. Судно принимало на борт 59 пассажиров в каютах 1-го класса, 55 в каютах 2-го класса и 1138 пассажира в помещениях 3-го класса.
Пароход "Lombardia" вместимостью 5103,8 брт был построен г.Сестри-Поненте (Италия) на судоверфи SA Italiana Gio Ansaldo, Armstrong & Co., спущен на воду 24.04.1901 г. (строительный №123) для Navigazione Ganerale Italiana, достроен в том же году. 12.06.1901 г. судно совершило своё первое плавание по маршруту Неаполь - Нью-Йорк. А 16.03.1909 г. оно совершило свой первый рейс для компании Compagnia La Veloce of Genoa, которая наняла его по маршруту Генуя - Неаполь - Нью-Йорк на два рейса, во второй из которых отправился из Генуи 29.04.1909 г. С 29.03.1911 г. судно отправилось из Генуи в своё последнее плавание по маршруту Неаполь - Палермо - Нью-Йорк. По возвращению обратно в Италию, в 1911 г. был продан в Россию. В 1911 году пароход был приобретен российской судоходной компанией «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Там пароход получил наименование «Иерусалим». Порт приписки Одесса. После покупки судно в Генуе прошло ремонт и переоборудование. Часть помещений 3-го класса были оборудованы для перевозки 500 паломников. Для них устроили особую печь, хлебопекарню и отдельную кухню. С начала 1912 года «Иерусалим» стал совершать рейсы в святые места. 12.03.1915 г. судно было мобилизовано и вошло в состав Черноморского флота как транспорт №34 "Иерусалим". Входило в состав 1-го отряда транспортов Транспортной флотилии Черного моря, командир - контр-адмирал Хоменко. Далее все традиционно.
С 26.12.1917 г. в составе Красного флота. С июня 1918 г. под немецкой оккупацией как госпитальное судно "Jerusalem". В январе 1919 г. возвращено владельцу - РОПиТ. В 1920 г. судно перешло в Марсель (Франция), где было переоформлено на Compagnie russe de navigation et de commerce. В 1925 г. сменило порт приписки на Марсель (Франция). Было списано в 1928 г.
Уже 9 пароходов выходит. Но, это только начало списка. Доберемся до десяти?
«Sadko» Товаропассажирский пароход "Winkfield" вместимостью 5542,5 было заложено в 1898 г. для английской фирмы Seafield Sg Co. Ltd. из Лондона на судоверфи Pallion компании Short Brothers Ltd. (строительный №287), Сандерленд, Англия. Спущено на воду 19.12.1899 г., сдано заказчику 17.02.1900 г.
05.04.1900 г. пароход "Winkfield", перевозящий войска в Южную Африку, в тумане столкнулся во время тумана с пароходом "Mexican" (1883 г. постройки, 4668 брт) компании Union Steamship близ Кейптауна. В результате пароход "Mexican" затонул на следующий день, его команда из 120 человек и все его 106 пассажиров перешли на "Winkfield".
В 1912 г. пароход был приобретен в Россию для нужд РОПиТа. Судно переименовали в "Садко", порт приписки - Одесса.
12.03.1915 г. судно было мобилизовано и вошло в состав Черноморского флота как транспорт №59 "Садко". Входило в состав 1-го отряда транспортов Транспортной флотилии Черного моря, командир - контр-адмирал Хоменко.
С 26.12.1917 г. в составе Красного флота. С июня 1918 г. под немецкой оккупацией. 26.11.1918 г. возвращено владельцу - РОПиТ. Затем принадлежало эмигрантскому правлению РОПиТ - Compagnie russe de navigation et de commerce, порт приписки - Марсель (с 1923 г.). Было списано в январе 1926 г. и продано 18.02.1926 г. на слом.
В тексте фигурирует фамилия Хоменко. Цитирую документ: «Не будучи сведущ в деле управления торговыми судами, адмирал Хоменко вел дело в высшей степени нерационально, отдавая зачастую самые безрассудные распоряжения и приказы. Транспорты гнались бесцельно по Черному морю и привели к тому, что большая часть пароходов нуждалась в более или менее значительном ремонте».
Достаточно интересен еще один документ, датированный декабрем 1924 года (правда, кто его составил, пока неясно).
«Я ознакомился с положением для русских судов, находящихся в Марсельском порту, и также собрал сведения о судах, находящихся в других иностранных портах
Состав пароходов, находящихся в настоящее время в Марсельском порту, состоит исключительно из судов
P.O.П. и Та, а именно:
"Иерусалим", пассажирский;
"Одесса", пассажирский (мы еще не смотрели)
"Тигр", грузовой (тоже еще не смотрели)
"Евфрат", грузовой (тоже еще не смотрели)
"Николай", пассажирский (тоже еще не смотрели)
"Ц. Георгий", пассажирский;(смотрели)
"Константин", пассажирский (еще не смотрели)
"Муравьев-Апостол" ("Ксения") (смотрели)
"Анатол. Молчанов", грузовой (еще не смотрели)
"Аю-Даг", грузовой (еще не смотрели)
"Дыхтау", стоит в Руане (Франция) (еще не смотрели)
"Херсонес", стоит в Сен-Мало (Франция)(смотрели)
"Садко", стоит в Дюнкерке (Франция) (смотрели)
"Трувор", плавает по портам Сирии, место стоянки – Бейрут (Сирия) (еще не смотрели)
"Смелый", стоит в Пирее (Саламинская бухта) (еще не смотрели)
"Заря", стоит в Пирее (Саламинская бухта), выброшен на берег во время шторма (еще не смотрели).
Ну, что же, значит, нужно смотреть дальше…