Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом?
Можно, если проникнуться духом этого человека.
Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это произведение (тут) и поверите, что я знал свою жену (а это она тот художник слова) до глубины души, то, может, поверите мне на слово, что я в восторге от такого элемента, как называние человека мотоциклом.
Так вот это не тот случай, когда я говорю о своей большой проблеме.
Я ведь в своём искреннем восторге подпитываюсь угадкой, каким подсознательным идеалом был вдохновлён такой новаторский нюанс – философским ницшеанством, бегством из самого Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.
А про внутреннюю жизнь большинства страдающих художников я ничегошеньки не знаю. И искусствоведы, подозреваю, не знают. А ничтоже сумняшеся хвалят. Например, Бориса Григорьева:
«Первый мастер на свете»
«В острой, порой гротескной манере, он писал портреты знаменитых современников: Ф. И. Шаляпина (1918),
А. М. Горького (1926),
Н. Ремизова (1932–1933)»
(https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110913_gtg_grigoriev.html).
Почему надо оставлять читателю додумывать, в чём достоинство гротеска?
Я не о том говорю, что для образованного человека поверхностностью является рассуждение, например, о Шаляпине, что тот барин (в халате и лежит), и ему неуютно в стране, считающей бар классовым врагом, подлежащим уничтожению (пусть зарабатывают физическим трудом), и вот он, зарабатывающий пением, насторожен: не нагорит ли ему, и не надо ли лучше эмигрировать (что он и сделал через год).
Я говорю о том, что надо ж объяснить, почему издевательскую настороженность надо было сопрячь с превращением лица в какую-то древесную кору. Ведь для насмешки достаточно столкнуть барство с настороженностью взгляда. Другие, смеясь над Шаляпиным, так с его кожей не поступали.
Я, правда, не понимаю, что в нём высмеивают. Габариты, может. Но похвала Григорьеву за гротеск мне кажется не касающейся кожи лица.
А у меня (тут) есть рассуждение о задубелости кожи в вещи Григорьева. – Это омертвелость. Которая в столкновении с оживляжем простыни, дивана (цветочками) и складок халата даёт катарсис: ницшеанство. Страшнейшее разочарование в Этом мире, потребовавшее бегства в метафизическое иномирие. Катарсически выражено иномирие!
Если б знать, что ТАК угнетало Григорьева, я б мог так же проникновенно восхищаться омертвелостью кожи, как одушевлением мотоцикла у моей жены.
И большая проблема для меня непосредственно восхищаться, не зная глубины души Григорьева, одеревенением лица у его Шаляпина, как новостью в гротеске.
21 октября 2023 г.