Постоянная тревожность всегда воспринимается как нечто иррациональное и причиняющее страдание, от чего человек всеми силами желает избавиться. Но практика с клиентами показывает, что кажущейся неконтролируемой тревога на самом деле необходима и является важным решением, с помощью которого человек избегает гораздо более сильного дистресса или удовлетворяет значимую неосознанную потребность.
Тревожность зачастую наполнена личным смыслом, возникшим из раннего эмоционального научения человека. Такое научение является неосознанным знанием и фиксируется в лимбической системе мозга, в отличие от приобретенного` позднее и сознательно воспринятого опыта, память о котором фиксируется в неокортексе. Это неосознанное знание называется имплицитным эмоциональным научением. Зачастую это знание о:
- неком страдании, перед которым человек наиболее уязвим;
- способе, которым этого страдания можно избежать.
В отличие от своей сознательной позиции, подсознательно человек остро нуждается в тревоге как в способе, с помощью которого он избегает столкновения с более сильным для него страданием. Но он не осознает эту свою внутреннюю цель и потребность в тревоге, поэтому борется с ней, желая избавиться. Однако, такое противодействие неэффективно, поскольку на самом деле это борьба против самого себя.
Задача психолога или терапевта в том, чтобы выявить это скрытое эмоциональное знание клиента, в котором тревога необходима, вербализовать его, сопоставить с противоположным жизненным опытом и трансформировать.
Для более глубоко понимания приведу пример:
Клиентка испытывала панику, когда ее муж опаздывал с работы. Терапевт предположил, что паника в какой-то мере была ей необходима, и тогда отсутствие паники приведет скорее всего к таким тяжелым последствиям, что необходимо впасть в панику, чтобы их избежать.
Чтобы выявить скрытое эмоциональное научение, в котором паника была необходима, терапевт предложил выполнить упражнение и представить ситуация, когда муж опаздывает, но клиентка спокойно ждет его, не испытывая никакой паники: "Просто представьте каково вам с этим, что вы начинаете испытывать, когда муж задерживается, если паники нет?". Ответ клиентки: "Это звучит странно, но я начинаю бояться отсутствия паники".
Дальнейшая работа выявила у клиентки имплицитное эмоциональное научение. Она поняла, что способна целенаправленно порождать состояние тревоги и паники, поскольку в ее бессознательном мировоззрении эти страдания необходимы для безопасности близких: "Я действительно чувствую, что если я буду думать, что мы счастливы и у нас все хорошо, то Вселенная каким-то образом опровергнет это. Я должна страдать: ожидать катастрофы и испытывать ужас каждый день, чтобы защитить нас от этого".
Таким образом, в основе острой тревоги клиентки лежала непознаваемая раннее потребность в защите своих близких, и иррациональное убеждение, что паника необходима, поскольку помогает этого достичь. Дальнейшая терапевтическая работа строилась на пересмотре этого убеждения как имплицитной картины мировоззрения.
Автор: Долгих Ольга Сергеевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru