Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Тревожность. Решение.

Постоянная тревожность всегда воспринимается как нечто иррациональное и причиняющее страдание, от чего человек всеми силами желает избавиться. Но практика с клиентами показывает, что кажущейся неконтролируемой тревога на самом деле необходима и является важным решением, с помощью которого человек избегает гораздо более сильного дистресса или удовлетворяет значимую неосознанную потребность.

Тревожность зачастую наполнена личным смыслом, возникшим из раннего эмоционального научения человека. Такое научение является неосознанным знанием и фиксируется в лимбической системе мозга, в отличие от приобретенного` позднее и сознательно воспринятого опыта, память о котором фиксируется в неокортексе. Это неосознанное знание называется имплицитным эмоциональным научением. Зачастую это знание о:

- неком страдании, перед которым человек наиболее уязвим;

- способе, которым этого страдания можно избежать.

В отличие от своей сознательной позиции, подсознательно человек остро нуждается в тревоге как в способе, с помощью которого он избегает столкновения с более сильным для него страданием. Но он не осознает эту свою внутреннюю цель и потребность в тревоге, поэтому борется с ней, желая избавиться. Однако, такое противодействие неэффективно, поскольку на самом деле это борьба против самого себя.

Задача психолога или терапевта в том, чтобы выявить это скрытое эмоциональное знание клиента, в котором тревога необходима, вербализовать его, сопоставить с противоположным жизненным опытом и трансформировать.

Для более глубоко понимания приведу пример:

Клиентка испытывала панику, когда ее муж опаздывал с работы. Терапевт предположил, что паника в какой-то мере была ей необходима, и тогда отсутствие паники приведет скорее всего к таким тяжелым последствиям, что необходимо впасть в панику, чтобы их избежать.

Чтобы выявить скрытое эмоциональное научение, в котором паника была необходима, терапевт предложил выполнить упражнение и представить ситуация, когда муж опаздывает, но клиентка спокойно ждет его, не испытывая никакой паники: "Просто представьте каково вам с этим, что вы начинаете испытывать, когда муж задерживается, если паники нет?". Ответ клиентки: "Это звучит странно, но я начинаю бояться отсутствия паники".

Дальнейшая работа выявила у клиентки имплицитное эмоциональное научение. Она поняла, что способна целенаправленно порождать состояние тревоги и паники, поскольку в ее бессознательном мировоззрении эти страдания необходимы для безопасности близких: "Я действительно чувствую, что если я буду думать, что мы счастливы и у нас все хорошо, то Вселенная каким-то образом опровергнет это. Я должна страдать: ожидать катастрофы и испытывать ужас каждый день, чтобы защитить нас от этого".

Таким образом, в основе острой тревоги клиентки лежала непознаваемая раннее потребность в защите своих близких, и иррациональное убеждение, что паника необходима, поскольку помогает этого достичь. Дальнейшая терапевтическая работа строилась на пересмотре этого убеждения как имплицитной картины мировоззрения.

Автор: Долгих Ольга Сергеевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru