Большая часть взрослого населения России не владеет разговорным английским языком. Пожалуй, данный факт не выглядит шокирующим - это наша действительность. При этом практически каждый скажет, что те, кто владеют английским, имеют больше возможностей, в сравнении с теми, кто языком не владеет.
Часто люди, не говорящие на английском, оказываются заложниками ситуации, когда язык нужен, но нужен здесь и сейчас и на достойном уровне. Из-за отсутствия такового им приходится отказываться от перспективной работы, интересных проектов, новых знакомств, обучения в престижных заведениях по грантам и других весомых плюшек. Наступает досада за упущенные возможности и мысли: "Надо было раньше учить". Но когда речь заходит о том, что можно начать учить сейчас, появляется масса отговорок: "Некогда", "Нет времени", "Потом, когда-нибудь, когда будет возможность", "Нет денег на обучение", "Уже незачем". В итоге человек ничего не предпринимает, а потом на горизонте появляется новая возможность, но знаний языка по-прежнему нет, и, следовательно, снова досада.
Пессимистично, не правда ли? Самое абсурдное в этом, что у большинства нынешнего взрослого населения в прошлом (детстве, юношестве) возможность учить язык была. Возможность была, а понимания, зачем язык нужен, не было. Отсюда и такое пренебрежение языком. На контрасте: интегралы, законы физики, химические формулы большая часть нас учили намного более усердно, чем иностранный язык. Но часто ли потом, во взрослой жизни, нам эта информация была нужна? Если ваша сфера деятельности напрямую не связана с данными науками, скорее всего, ваш ответ будет отрицательным.
Поясню: я ни в коем случае не против точных наук: их нужно преподавать в школе со всеми интегралами и законами. Моя цель поднять роль изучения иностранного языка на уровень с другими дисциплинами. И стартовать в этом процессе нужно с донесения до детей ответа на вопрос: "Зачем нужен язык?".
Конечно же и в прошлом и сейчас есть отдельные школьные учителя иностранных языков, умеющие донести ответ на данный вопрос до своих учеников. Но их количество крайне мало, поэтому современные дети в младшей школе и далее по-прежнему не понимают, зачем им нужно учить язык.
Именно родители могут координально изменить отношение ребенка к изучению иностранного языка, влюбить ребенка в язык, сделать его самим собой разумеющимся. Другими словами сделать ребенка в будущем готовым ко встрече с возможностями, открывающимися перед теми, кто язык знает!
Как же объяснить маленькому ребенку, что другой язык знать классно:
1. Чем раньше мы начинаем говорить с ребенком о пользе знания иностранного языка, тем лучше.
2. При любой возможности демонстрировать ребенку наличие иностранного языка в его обычном окружении (рассказать, что инструкция к игрушке написана на английском; состав любимого печения на английском; надписи в аэропорту/метро дублируются на английском; любимый мультик на самом деле на английском, а потом его перевели на русский; выключатель на пульте от любимой машинки имеет английские указатели ON/OFF; кто-то в толпе на улице говорит на английском; по ТВ что-то сказали на английском; песня по радио на английском и пр).
3. Банально, но на своем примере показывать, что вы используете язык (не зависимо от вашего уровня владения). Ребенку не надо, чтобы вы разговаривали все дни напролет с оксфордским произношением, ему достаточно, если вы будете иногда говорить, что что-то делаете на английском.
4. Рассказывать ребенку о понятных ему возможностях, открывающихся перед теми, кто знает иностранный язык (например, ты сможешь смотреть серии своего любимого мультика, которые ещё не переведены на русский - их никто из твоих друзей не смотрел ещё).
5. Найти единомышленников: ребенок должен видеть, что про важность языка говорите не только вы, но и другие.
6. Рассказывать ребенку про наш мир, разные страны, разные языки, обычаи разных стран. Любым образом (рассказывать, смотреть видео, читать книги) знакомить ребенка с многообразием нашего мира. Пока ребенок маленький, у него есть иллюзия, что его дом/город - это и есть весь мир! Разширяйте географический кругозор своего ребенка.
7. Путешествуйте по своим возможностям. Поездка в пригород - это тоже путешествие для ребенка. ("Мы с тобой сюда ехали целых 3 часа, а представляешь, есть места, куда можно ехать 3 дня и даже больше. Это очень далеко и там люди уже говорят на другом языке")
8. В библиотеку ребенка включите книги на английском. Пусть это будут книги с несколькими словами на каждой странице, которые вы можете прочитать, и яркими, красивыми иллюстрациями.
9. Включайте ребенку мультики на английском языке. Не надо ничего сложного: чем проще,тем лучше. Лучше отдавать предпочтение очень коротким мультиком (по 1-2 минуте) с ритмичной музыкой.
10. Рассказывайте откуда родом любимые персонажи вашего ребенка (Человек Паук - США, Свинка Пеппа - Англия и пр).
11. При совместном просмотре фильмов/мультиков, комментируйте где именно происходит действие: в какой стране, каком городе, сколько туда ехать от вашего дома, на каком языке там разговаривают.
Способов влюбить в иностранный язык масса! Главное, прибегать к ним на постоянной основе!