Индивидуальное чтение адаптированной литературы не заложено в учебную программу, но это то, что действительно сделает изучение иностранного языка более эффективным для каждого ученика.
Современная педагогика выделяет несколько основных принципов обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность и активность, систематичность и последовательность. Индивидуальное чтение соответствует почти всем из них.
Доступность
Именно возможность для каждого учащегося выбрать для себя книгу подходящего уровня делает чтение доступным и понятным. Не секрет, что в классах уровень языка у учащихся драматично разный, от элементарного до высокого. Это происходит по разным причинам, но является фактом. Ну и как же нам читать один и тот же текст (отрывок художественного произведения) в учебнике? Вариантов немного.
Первый: читают и работают с текстом только сильные учащиеся, на них ориентируется учитель, более слабые вынуждены делать вид, но могут и демонстративно игнорировать эту работу. Некоторые всё же пытаются поначалу, но уровень текста для них неподъёмный, и они сдаются.
Второй: учитель наоборот ориентируется на более слабых учащихся и чтение превращается в нудный перевод предложения за предложением. Здесь уже сильные учащиеся (и не только они) страдают от скуки и теряют всякий интерес к чтению. Итог - зря потраченное время, потеря интереса к предмету, ощущение беспомощности у учителя и у ребят.
Именно поэтому я не использую тексты - отрывки из художественных произведений, которые представлены в учебнике. Они совсем не мотивируют на чтение, скорее наоборот.
Сознательность и активность
Учащийся должен сознательно подойти к процессу выбора книги для себя. Для этого ему необходимо правильно оценить свой уровень языка, иначе он просто не сможет читать. После этого он проявляет активный интерес к книгам подходящего уровня, выбирая для себя одну из нескольких возможных. В процессе чтения сознательность и активность только растут, так как учащийся начинает самостоятельно и успешно (так как уровень текста для него доступный и понятный) продвигаться по книге и выполнять предложенные учителем задания. На самом деле, он вынужден быть активным, так как никто не сделает за него его работу.
Систематичность и последовательность
Любое начатое дело, а тем более чтение книги в индивидуальном режиме, требует систематичной работы. Если её выполнять урывками, время от времени, то хорошего результата не достигнешь. В данном случае задача учителя - тщательно продумать и организовать систематичную и последовательную работу по индивидуальному чтению. У меня это возможно только на уроках в классе, самостоятельно большая часть детей не читают. Но мне не жалко на это времени, оно того стоит.
В старших классах я выделяю один урок в две недели на этот процесс, учитывая то, что ребята не только читают, но и выполняют письменные задания по содержанию своей книги, работают с лексикой и грамматикой.
Здесь у каждого учителя свои возможности. Можно на этот вид работы выделять один урок в две недели или, например, последний урок модуля или каждый седьмой урок. Главное, чтобы была система, и дети были к ней готовы.
Прочитав книгу, учащийся выбирает следующую, и очень часто более сложного уровня. Думаю, это самый главный результат проделанной работы!