Найти тему

Ещё один способ работы с текстом: ученики сами составляют задания

Сразу уточню, что этот способ я раньше не использовала. Но возможно, что некоторые учителя его применяют.

Технология работы с текстом

Технология работы с чтением текста – это пред текстовые, после текстовые задания и задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Эта технология проста и понятна, логически оправданна и ничего в ней нельзя изменить. Можно менять только типы заданий, количество которых тоже достаточно ограниченно.

В данном примере представлены, как видите, только вопросы.  Но, конечно, могут быть и задания другого типа.
В данном примере представлены, как видите, только вопросы. Но, конечно, могут быть и задания другого типа.

Но всё же есть варианты, которые этот шаблон могут немного изменить или дополнить. Например, учащиеся сами могут составить задания к тексту, а не выполнять те, которые есть в учебнике.

Конечно, сначала мы входим в тему, и учащиеся прочитывают и параллельно прослушивают текст, при этом мы обсуждаем сложные и непонятные моменты, новую лексику, убираем основные сложности понимания. Всё как обычно. А вот дальше, при повторном чтении, каждый ученик составляет к этому тексту своё задание.

Подробное описание данного способа

Опишу подробно как я организовала данный процесс на одном из последних уроков. Текст состоял из четырёх небольших частей, связанных одной тематикой. Каждый из учащихся получил листочек с описанием задания, которое он должен составить. Всего было 4 вида заданий:

  • составить 3 вопроса к тексту;
  • составить 3 утверждения True/False;
  • составить 3 предложения с пропущенным словом;
  • записать 6 перемешанных словосочетаний из текста, половинки которых нужно правильно соотнести.

Кто, что вытянул, то и составлял. (В типах заданий я учитывала время на их выполнение, оно должно быть примерно одинаковое).

Кроме того, задание нужно было составить не ко всему тексту (он достаточно объёмный), а только к одной из его частей. В моём случае цвет листочка соответствовал цвету текста, подсказывая, на какой части текста нужно сфокусироваться. В результате у нас получилось несколько разных заданий к каждой части текста. При этом учащиеся написали своё задание 4 раза, то есть сделали 4 копии. На эту работу – ввод в тему, чтение, разбор сложных моментов в тексте и составление заданий - у нас практически ушёл весь урок.

На следующем уроке работа состояла из двух частей: сначала ребята выполняли составленные их одноклассниками задания. Для этого они меняли партнёров 4 раза, обмениваясь при этом заданиями. В течение 2-3х минут выполняли, а потом проверяли друг друга, исправляли, подсказывали, объясняли при необходимости. Каждый из них выполнил 4 разных задания по разным частям текста.

Точно могу сказать, что работали вдумчиво, старались все задания выполнить правильно, уважая проделанную каждым работу. Таким образом, мы проработали текст более тщательно. А работая в паре, каждый выполнил много заданий и урок получился очень интенсивным и интерактивным.

Вопросы с пробелом как итоговое задание

Финальным заданием была уже карточка от меня с gapped questions (вопросы с пропущенным словом, где подсказкой может быть первая буква слова) – заполнить пропуски в вопросах, используя слова из текста.

Работы учащихся и листочки с заданиями.
Работы учащихся и листочки с заданиями.

Обычно потом я прошу кого-то из учащихся прочитать первый вопрос и кому-нибудь адресовать его. Ответив на вопрос, второй ученик читает второй вопрос и обращается к следующему. И так до тех пор пока вопросы не закончатся.

Если остаётся время, прошу ответить письменно и более подробно на любой вопрос с карточки на обратной стороне. И уже в таком виде сдать карточку мне на проверку. Кстати, такое небольшое задание включает в себя все виды деятельности: чтение, говорение, слушание и письмо.

Итог урока - пройденная тема, отработка лексики и разных видов деятельности, а также элементы сотрудничества учащихся и их социализация.

Приятный бонус для учителя: не нужно самой составлять столько разных заданий, при этом два урока дети трудились как пчёлки.

А Вы применяете такой способ работы с текстом?