Сразу уточню, что этот способ я раньше не использовала. Но возможно, что некоторые учителя его применяют.
Технология работы с текстом
Технология работы с чтением текста – это пред текстовые, после текстовые задания и задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Эта технология проста и понятна, логически оправданна и ничего в ней нельзя изменить. Можно менять только типы заданий, количество которых тоже достаточно ограниченно.
Но всё же есть варианты, которые этот шаблон могут немного изменить или дополнить. Например, учащиеся сами могут составить задания к тексту, а не выполнять те, которые есть в учебнике.
Конечно, сначала мы входим в тему, и учащиеся прочитывают и параллельно прослушивают текст, при этом мы обсуждаем сложные и непонятные моменты, новую лексику, убираем основные сложности понимания. Всё как обычно. А вот дальше, при повторном чтении, каждый ученик составляет к этому тексту своё задание.
Подробное описание данного способа
Опишу подробно как я организовала данный процесс на одном из последних уроков. Текст состоял из четырёх небольших частей, связанных одной тематикой. Каждый из учащихся получил листочек с описанием задания, которое он должен составить. Всего было 4 вида заданий:
- составить 3 вопроса к тексту;
- составить 3 утверждения True/False;
- составить 3 предложения с пропущенным словом;
- записать 6 перемешанных словосочетаний из текста, половинки которых нужно правильно соотнести.
Кто, что вытянул, то и составлял. (В типах заданий я учитывала время на их выполнение, оно должно быть примерно одинаковое).
Кроме того, задание нужно было составить не ко всему тексту (он достаточно объёмный), а только к одной из его частей. В моём случае цвет листочка соответствовал цвету текста, подсказывая, на какой части текста нужно сфокусироваться. В результате у нас получилось несколько разных заданий к каждой части текста. При этом учащиеся написали своё задание 4 раза, то есть сделали 4 копии. На эту работу – ввод в тему, чтение, разбор сложных моментов в тексте и составление заданий - у нас практически ушёл весь урок.
На следующем уроке работа состояла из двух частей: сначала ребята выполняли составленные их одноклассниками задания. Для этого они меняли партнёров 4 раза, обмениваясь при этом заданиями. В течение 2-3х минут выполняли, а потом проверяли друг друга, исправляли, подсказывали, объясняли при необходимости. Каждый из них выполнил 4 разных задания по разным частям текста.
Точно могу сказать, что работали вдумчиво, старались все задания выполнить правильно, уважая проделанную каждым работу. Таким образом, мы проработали текст более тщательно. А работая в паре, каждый выполнил много заданий и урок получился очень интенсивным и интерактивным.
Вопросы с пробелом как итоговое задание
Финальным заданием была уже карточка от меня с gapped questions (вопросы с пропущенным словом, где подсказкой может быть первая буква слова) – заполнить пропуски в вопросах, используя слова из текста.
Обычно потом я прошу кого-то из учащихся прочитать первый вопрос и кому-нибудь адресовать его. Ответив на вопрос, второй ученик читает второй вопрос и обращается к следующему. И так до тех пор пока вопросы не закончатся.
Если остаётся время, прошу ответить письменно и более подробно на любой вопрос с карточки на обратной стороне. И уже в таком виде сдать карточку мне на проверку. Кстати, такое небольшое задание включает в себя все виды деятельности: чтение, говорение, слушание и письмо.
Итог урока - пройденная тема, отработка лексики и разных видов деятельности, а также элементы сотрудничества учащихся и их социализация.
Приятный бонус для учителя: не нужно самой составлять столько разных заданий, при этом два урока дети трудились как пчёлки.