Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Без права на ошибку» - шерше ля фам и неожиданный финал

У этого фильма по сценарию Владимира Кузнецова (автора отличного «Двойного капкана» (1985) и дурацкой «Смерти на взлёте» (1982)) нетривиальная композиция и – неожиданный финал. В советском кино вообще-то не любили ни того, ни другого.

Во-первых, предпочтение отдавалось линейному повествованию, когда действие разворачивается постепенно и – внятно, от завязки - к итогу, а во-вторых, непредвиденная развязка считалась …завлекалочкой в буржуазном духе.

Постеры к фильму «Без права на ошибку» (1975). Кинопоиск и Википедия.
Постеры к фильму «Без права на ошибку» (1975). Кинопоиск и Википедия.

В своё время я читала критическую заметку 1960-х, где бранили тамошние, в смысле - буржуазные детективы именно за то, что их смысл – будоражить, а не воспитывать человека в духе высокой морали, правового сознания, etc.

Тем не менее, исключения были (допустим, «И это всё о нём» (1978) - самый яркий пример). Сегодня поговорим о криминальной истории режиссёра Александра Файнциммера «Без права на ошибку» (1975), где почти всё действие разворачивается в зале суда.

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Николай Мерзликин даже с виду - положительный...
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Николай Мерзликин даже с виду - положительный...

Все события роковой ночи, когда был убит некто Роман Селецкий, подаются в виде флеш-бэков (так именуют возврат в прошлое для прояснения событий настоящего). По мере того, как свидетели дают показания, у судьи Николая Александровича (Олег Жаков) возникает всё больше вопросов.

Этот фильм интересен ещё и тем, что главным героем в детективно-криминальной фабуле авторы делают судью, а не следователя, например. Поначалу то дело кажется обыденным – рабочий Борис Юнусов (Николай Мерзликин) убил из ревности Романа Селецкого (Лев Прыгунов).

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Олег Жаков в роли судьи.
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Олег Жаков в роли судьи.

Короче, шерше ля фам! А femme там была просто fatale. Такая тонкая, узкая, дерзкая (в роли дерзкой Валентины выступила Светлана Старикова). От судьи не может укрыться и тот факт, что Юнусов поначалу активно отрицал свою причастность, а когда Валентина со слезами на глазах молвила, что нет, не он – убийца, начал …столь же яростно признавать вину.

Неужели это – Валентина, и Юнусов покрывает девицу? Или не её? А почему так странно ведёт себя младшая сестра Валентины? Тогда – ...что? Ещё больше загадок. Зритель, да и все присутствующие в зале понимают, что Селецкий – та ещё гадина, и, если его кто-то «успокоил» навеки, то обществу только – плюс.

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Лев Прыгунов здесь в необычном амплуа - в большинстве фильмов он играл роли хороших парней.
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Лев Прыгунов здесь в необычном амплуа - в большинстве фильмов он играл роли хороших парней.

Кто же направил то злополучное ружьё на человека, пусть и плохого? Нам показывают асоциальное поведение модного-красивого парня и его шакальей стаи, где сам он - не волчара, но такой же шакал, просто чуть выше «уровнем» по части подлости и развязности.

Кстати, и Лев Прыгунов, и все те, кто играл хулиганов, …по возрасту не тянули на гопоту, какую изображали – таким пацанам бывало 16-18 лет, редко – 19-20, тогда как Прыгунов 1939 года рождения… Хотя, если не знать, выглядит вполне достоверно.

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Разбитной Валентине, явно, есть, что сказать.
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Разбитной Валентине, явно, есть, что сказать.

Ещё в этом фильме была поднята серьёзная проблема – хулиганство, о котором тогда говорили все – и педагоги, и милиция, и публицисты. Сейчас принято писать, что в СССР все поголовно были книгочеями да романтиками, а преступность была нижайшей (по ряду преступлений – да, низкой).

Однако персонажей, типа Селецкого, хватало в каждом районе. Если бы тема не считалась злободневной, её зарубили бы уже на стадии киносценария. Так что никакой «клеветы» и «фиги в кармане» тут нет – цензура приняла, худсовет не отказал.

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот.

Но вернёмся в зал заседаний, где вроде как простое дело, всё больше усложняется. Кроме того, судья окончательно перестаёт верить в доказательства, говорящие о виновности Юнусова. Да, я бы не хотела давать спойлер – этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Чем хороши советские детективы и crime-stories? Там всегда правильный вывод и – справедливое разрешение дел. Хотя, как мне кажется, такие Валентины не достойны, чтобы их любил порядочный парень… Слишком уж ...раскованы. Таких и семейная жизнь вряд ли исправит.

Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Почему так странно ведёт сестра Валентины?
Кадр из фильма «Без права на ошибку» (1975). Скриншот. Почему так странно ведёт сестра Валентины?

Zina KorZina (c)

  • Какие ещё фильмы снял Александр Файнциммер?