Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр. 1:1–3).
Книга Откровение – особая книга. Ее уникальность во многом связана с тем, что она является самой последней в Библии. Первая из книг Священного Писания – Бытие – была написана около 1405 года до Р. Х., последняя – Откровение – около 96 года от Р. Х. Бытие говорит о сотворении Богом нашего мира, Откровение описывает картину уничтожения существующей Вселенной и сотворения новой.
Среди толкователей Библии известны расхождения относительно времени написания книги Откровение. Ключевой вопрос здесь в следующем: была ли она написана до разрушения римлянами Иерусалима в 70 году от Р. Х. или после. Утверждающие, что эта книга написана до 70 года, уверены, что основные события, изложенные в ней, предсказывают все, что предшествовало разрушению Иерусалима, и само́ разрушение с тысячами погибших. Считающие, что книга Откровение написана в 90-е годы I века, не связывают ее содержание с 70 годом, потому что многочисленные пророчества книги не могут быть обращены в прошлое, они всегда предсказывают события будущего.
В пользу того, что время написания Откровения относится к последнему десятилетию I века, говорит ряд свидетельств. Известно, что император Домициан правил в 81–96 гг. от Р. Х. Откровение было написано именно в период его правления. На это указывали многие известные служители первых веков христианства. Например, Ириней Лионский (родился около 130 г.), ведущий богослов второго столетия; Климент Александрийский (150–215гг.), апологет и проповедник; Ориген (184–253гг.), греческий теолог и ученый; а также Евсевий Кесарийский (263–339гг.), церковный историк и епископ Кесарии Палестинской.
Еще одним аргументом в пользу написания книги Откровение после разрушения Иерусалима является духовное состояние семи церквей Асии. Ефесская община оставила любовь; пергамская терпела в своей среде заблуждение, допускающее жизнь в нечестии; фиатирская позволяла лжепророчице обольщать и склонять к греху; церковь в Сардисе оказалась духовно мертвой; а лаодикийская была самой худшей: гордой, самодовольной, безразличной к Богу и Его Слову. Когда Павел писал послания, адресованные церквям Асии, этих проблем еще не существовало. Ни Послание к ефесянам (60–62 гг.), ни Послания к Тимофею (первое ─ 62–64 гг., второе ─ 66–67 гг.), служившему пастором в Ефесе, не поднимают подобных вопросов. Важно понимать, что Послание к ефесянам не ограничивалось лишь одной общиной и предназначалось для распространения в других церквях этого региона. Из этого следует, что книга Откровение не могла быть написана во времена служения апостола Павла или сразу же после его смерти, в конце 60-х годов или начале 70-х. Отступление церквей – это процесс, который занял определенное время, что и произошло спустя 30 лет, к концу столетия.
Книга Откровение, повествующая о последних днях истории мира, – особая не только потому, что является заключительной частью Библии, но и потому, что всегда была самой трудной для толкования. Обычно проповедники обходят данную книгу своим вниманием. Помимо посланий семи церквям (Откр. 2–3 гл.), многим христианам никогда не удавалось в своих общинах услышать проповеди по другим главам книги Откровение. И в этом нет ничего нового. Даже Жан Кальвин написал комментарии к двадцати трем книгам Ветхого Завета и всем книгам Нового Завета, кроме книги Откровение.
По сей день среди верных проповедников Слова Божьего, твердо держащихся учения о непогрешимости, ясности и достаточности Библии, верящих в Суверенного Бога и все остальные положения реформатской сотериологии, можно услышать самые разные взгляды на эсхатологию и толкование текстов книги Откровение. Одни из них утверждают, что живут в дни Великой скорби; другие, что находятся в Тысячелетнем царстве. И разногласий подобного рода немало.
Обратив внимание на особенности книги Откровение, связанные со временем ее написания и трудностями понимания, рассмотрим семь отличительных черт данной книги.
I. Предназначение книги Откровение
Откровение… (Откр. 1:1а).
Греческое слово апока́лупсис произносится апока́липсис, то есть «откровение», и означает «акт разоблачения, открытие, снятие завесы, покрывала». В переносном значении – «явление, просвещение» происходит от греческого апокалу́пто ─ «открывать, раскрывать, показывать». В синодальном переводе Библии данное слово неоднократно переведено как «откровение» (Рим. 2:5; 8:19; 1 Кор. 14:6, 26; 2 Кор. 12:1; Гал. 1:12; 2:2; Еф. 1:17; 3:3), несколько раз переведено как «явление» (1 Кор. 1:7; 2 Фес. 1:7; 1 Петр. 1:7, 13; 4:13) и один раз – как «просвещение» – «…свет к просвещению язычников…» (Лк. 2:32). Таким образом, книга Откровение предназначена для того, чтобы открыть нам тайны Божьи, снять завесу секретности, явить, показать истины о последних днях истории человечества и окончательной победе Бога над всеми Своими врагами.
Начиная с 4-й главы и до конца, книга Откровение описывает события будущего.
Двадцать четыре старца представляют собой восхищенную Церковь (Откр. 4:1–4). Главы 6–18 описывают суды Божьи, в результате которых бо́льшая часть жителей нашей планеты погибнет, все города мира, кроме Иерусалима, полностью разрушатся. На мировую политическую сцену выйдет антихрист, его поддержит самый популярный на земле религиозный лидер – лжепророк, изумляющий многих: «…и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13:13). Антихрист введет начертание: «…и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:17). В это время станут совершать служение два свидетеля, обличающие антихриста и всех его сторонников. Их служение продолжится три с половиной года, и на протяжении этого периода все попытки остановить свидетелей окажутся безуспешными: «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» (Откр. 11:5). Будет уничтожена всемирная религиозная (Откр. 17 гл.) и экономическая (Откр. 18 гл.) системы.
Второе Пришествие Христа – 19-я глава.
Тысячелетнее царство и суд над грешниками всех времен и народов – 20-я глава.
Новое Небо и Новая Земля, небесный Иерусалим – 21-я и 22-я главы.
Все эти события наступят в будущем, поэтому, на наш взгляд, книга Откровение приоткрывает именно завесу будущего. Однако известно немало толкователей Библии считающих, будто книга Откровение не описывает определенные события будущего. Обычно они допускают три ошибочных подхода к толкованию этой книги.
Первый ошибочный подход: данная книга представляет события прошлого. Бо́льшая часть изложенного в ней касается лишь I века. Например, антихристом, зверем, выходящим из моря (Откр. 13:1–10), называют императора Нерона, правившего с 13 октября 54 года до своей смерти в возрасте тридцати лет 9 июня 68 года. В цифровом эквиваленте его имени увидели число 666. Нерон был первым правителем, начавшим гонения на церковь на государственном уровне, убил собственную мать, казнил множество неповинных людей, вел крайне развращенный образ жизни. Он устраивал пышные свадьбы с лицами мужского пола, выступая то в роли мужа, то в роли жены, притом, что официально имел трех жен. Император одевался в шкуры диких животных, выпрыгивал из клетки, набрасывался на обнаженных мужчин и женщин, привязанных к столбам, и предавался похоти. В связи со столь нечестивой жизнью Нерона толкователи Библии называли его зверем.
Суды печатей, труб и чаш связывают с захватом римлянами Иерусалима в 70 году от Р. Х. и другими трагичными событиями этого времени. Конечно, в этом случае им приходится утверждать, что книга Откровение написана до 70 года, а не в последнем десятилетии I века, как гласит традиционная точка зрения. В осаде Иерусалима, повлекшей за собой множество жертв только среди евреев, в появлении в Израиле различных лжепророков I века они видят исполнение многих пророчеств книги Откровение. К знамениям на небе они относят кометы, появление которых считалось в Риме плохим знаком, предвещающим конец власти императора.
Второй ошибочный подход к толкованию книги Откровение представляет собой попытку увидеть в ней всю церковную историю. Первая печать, всадник на белом коне (Откр. 6:1–2), – начало христианского благовестия и влияния на мир. Вторая печать, всадник на рыжем коне (Откр. 6:3–4), – начало гонений на христиан как реакция на проповедь Евангелия. И в таком ключе они истолковывают основную часть этой книги. Антихристом называют папский престол Римско-католической церкви или некоторых его представителей, а кто-то считает антихристом Наполеона либо Гитлера. Находят в книге Откровение и возникновение ислама, и Великую французскую революцию. В юности у меня было толкование на книгу Откровение, в котором автор смог найти объяснение популярным в конце XX века обсуждениям: газетным статьям о летающих тарелках и встречах с инопланетянами. В наши дни, благодаря интернету, появляются посты, видеоролики, авторы которых видят принятие начертания антихриста в получении биометрического паспорта, отказе от расчета наличными деньгами и тому подобное.
Сторонники третьего ошибочного подхода к толкованию книги Откровение отрицают наличие в ней пророчеств о реальных исторических событиях и личностях. Антихрист – это не определенная личность, а воплощение сил зла. Сатана также не является личностью, это лишь общее представление о зле. Христос, как и святые люди с ангелами, олицетворяют силы добра. Таким образом, книга Откровение описывает в целом борьбу между добром и злом, не указывая на конкретные войны, катаклизмы, политические, экономические события будущего, и не представляет наиболее заметных лиц последнего времени.
Следует понимать, что основное предназначение изучаемой нами книги состоит не в том, чтобы объяснить события I века, описать определенные моменты, связанные со всей церковной историей, и не в том, чтобы лишь обобщенно рассказать о борьбе сил зла с силами добра. Предназначение этой книги в том, чтобы раскрыть нам тайны будущего: о последних днях мировой истории, воцарении Господа и Его окончательной победе над Своими врагами. Любое отклонение от пророческого, обращенного в будущее объяснения событий книги Откровение (гл. 4–22), требует и отклонения от правил герменевтики, историко-грамматического метода толкования Библии. В результате используется мистический, аллегорический метод интерпретации, при котором многое в Откровении перестает пониматься буквально: например, тысяча лет, антихрист и так далее. Нам необходимо запомнить, что предназначение книги Откровение раскрыть именно события будущего.
Вторая отличительная черта книги Откровение связана с главной Личностью, о которой она повествует.
II. Герой книги Откровение
…Иисуса Христа… (Откр. 1:1б).
Греческий текст допускает двоякое понимание слов «откровение Иисуса Христа». С одной стороны, их можно толковать как откровение, которое исходит от Христа. С другой стороны, как откровение, которое свидетельствует о Христе. Оба эти объяснения приемлемы. Однако в других местах Нового Завета слова апокалу́псис Иэсоу́с Христо́с («Откровение Иисуса Христа») подразумевают скорее откровение о небесной славе Христа, явленной Павлу на дороге в Дамаск (Гал. 1:12), также о славе грядущего Христа как во время восхищения Церкви (1 Кор. 1:7; 1 Петр. 1:7), так и во время Его Второго Пришествия (2 Фес. 1:7). Поэтому мы в большей степени будем придерживаться второй точки зрения. Станем рассматривать Христа как главную Личность, Героя, о Котором повествует книга Откровение. В данном случае под словом «герой» мы имеем в виду главное действующее лицо.
Эта книга Библии говорит о Боге Отце и Святом Духе, о святых и падших ангелах, о людях спасенных и неспасенных, о служащих Богу и враждующих против Него, но главным действующим лицом является Иисус Христос. Понимаете почему? Прежде всего, потому что Он действует активно и могущественно. Господь Иисус знает и, более того, контролирует все происходящее в каждой поместной церкви (Откр. 2–3 гл.). В 1-й главе Он ходит посреди семи золотых светильников и держит семь звезд в Своей руке: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр. 1:20). Как мы увидим, изучая 2-ю и 3-ю главы, «Ангелы» – это пасторы, наиболее влиятельные пресвитеры поместных церквей. Они полностью во власти Господа.
По-человечески нам может казаться, будто многие церкви предоставлены сами себе, будто их пасторы трудятся автономно, независимо от Христа, но это не так: Господь Иисус властвует над Своей Церковью. Иисус Христос высоко оценивает, когда община проявляет верность истине, верность в скорбях и гонениях. Он ненавидит ложные учения, проникающие в церковь, обличает недостаток любви, грех и духовное равнодушие (Откр. 2–3 гл.). Он обладает властью прийти и сдвинуть светильник каждой непослушной общины (Откр. 2:5). Он Тот, Кто «…отворяет ─ и никто не затворит, затворяет ─ и никто не отворит…» (Откр. 3:7). Христос полностью руководит сферой спасения, решает, кто обратится и присоединится к церкви, посылает пробуждения, массовые обращения грешников и останавливает эти процессы. Общины появляются, исчезают, духовно обновляются, укрепляются и слабеют, растут количественно или уменьшаются – все это в полной мере находится под контролем Христа.
Господь Иисус – единственный, Кто достоин снять печати и раскрыть книгу, дающую Ему право царствовать на земле (Откр. 5:1–7). Снятие каждой из семи печатей приближает к моменту, когда дьявол, антихрист и лжепророк окончательно потеряют власть над землей, и она перейдет в руки Сына Божьего (Откр. 6–19 гл.). Господь Иисус возвратится на землю (Второе Пришествие) в разгар битвы Армагеддон и уничтожит Своих врагов. Антихрист и лжепророк будут брошены в озеро огненное (Откр. 19 гл.). Далее Господь будет царствовать на земле тысячу лет, сатана в это время скован. После Тысячелетнего царства сатана будет отпущен. Он обольстит народы, поднимет восстание против власти Христа. Все восставшие будут поражены огнем с Неба, дьявол брошен в озеро огненное (Откр. 20:1–10). После этого Бог осуществит суд над всеми неспасенными людьми (Откр. 20:11–15). Из Писания мы знаем, что этот суд, который часто называют «суд у Великого белого престола», полностью отдан в руки Сына Божьего: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Ин. 5:22). Заключительные главы книги Откровение (21–22) представляют нам новое мироздание, славный небесный Иерусалим, где искупленные будут жить вечно, а Бог и Агнец (то есть Христос) пребывают со спасенным человечеством: «Храма же я не видел в нем (в небесном Иерусалиме), ибо Господь Бог Вседержитель ─ храм его, и Агнец» (Откр. 21:22).
Кроме того, Господь Иисус Христос – главный Герой книги Откровение, потому что именно эта книга свидетельствует о Его славе, в полной мере явленной миру. Первое пришествие Господа лишь частично приоткрыло Его славу миру. Слава Христа была ограничена смиренным служением в отдаленной части Римской империи, о чем повествуют четыре Евангелия, но книга Откровение говорит о явлении власти, силы и могущества Христа на мировом уровне.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6:12–17).
Господь Иисус контролирует все поместные церкви и их руководство, Он будет царствовать тысячу лет на земле, судить всех необращенных и принимать поклонение спасенного человечества. Он явит миру Свое величие, силу и славу.
III. Происхождение книги Откровение
…Которое дал Ему Бог… (Откр. 1:1в).
Речь идет не только о том, что все сказанное в книге Откровение исходит от Бога, но и о том, что ее содержание является даром Бога Отца Богу Сыну, потому что это «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог…». Таким образом, рассматриваемая книга является официальным документом, дарованным Христу, свидетельствующим о том, что однажды Он проявит Свою славу перед всем человечеством, отнимет власть у сил тьмы над землей, воцарится над ней и станет открыто править миром в Тысячелетнем царстве, а затем на Новой Земле под Новым Небом, в прекрасной вечной Вселенной. Данный документ не является тайным, сокрытым завещанием. Это публичный документ, доступный для всеобщего прочтения.
Люди нередко бывают обеспокоены не только своим будущим, но и будущим всей нашей планеты. Их беспокойства подогреваются политическими и военными изменениями, предсказаниями экстрасенсов, различных гуру или писателей-фантастов, индустрией развлечений и стремительным научно-техническим прогрессом.
В детстве я очень сильно боялся, что между нашей страной и США произойдет ядерная война, и все человечество погибнет. Опасения подобного рода захватывали многих. Сегодня ощущение грядущего конца нашей цивилизации словно витает в воздухе. Особой популярностью пользуются компьютерные игры, фильмы-катастрофы, где главный герой спасает планету от уничтожения, борясь с монстрами, которые вышли из заточения под землей, либо с пришельцами из космоса. Некоторые сильно встревожены тем, что роботы и компьютерные технологии поработят человечество, возьмут контроль над землей. В развитых странах компьютерные системы управляют поездами, крупными заводами, контролируют работу таможенной и налоговой служб. Многие считают, что вскоре человекоподобные роботы смогут заменить судей, полицейских, руководителей районов, городов и областей и так далее. Люди ошибаются, берут взятки, испытывают симпатии и антипатии, продвигают по государственной службе друзей и родственников. Поэтому нам говорят, что будущее именно за роботами, которые способны управлять людьми беспристрастно, строго следуя установленной программе.
Какое великое благословение, что у нас есть книга Откровение! Ей можно полностью доверять. Она исходит от Бога и убеждает нас в том, что будущее всего мироздания не в руках политиков и военных, не в руках воображаемых инопланетян или монстров, не во власти компьютерных технологий, а в руках Иисуса Христа. Это дает покой нашим сердцам и радостную надежду.
IV. Получатели книги Откровение
…Чтобы показать рабам Своим… (Откр. 1:1г).
Бог Отец даровал возлюбленному Сыну откровение о том, что Тот однажды проявит Свою славу и власть явным образом для всего человечества, станет царствовать сначала на этой земле, а затем в новой Вселенной. Цель дарования Христу данной книги состоит не в том, чтобы лишь проинформировать Его. Господь Иисус, обладая всезнанием, в полной мере ведает о событиях будущего. Цель дарования Христу этой книги в том, чтобы показать, открыть, разъяснить рабам Бога эсхатологическую картину мира. В данном случае «рабами»названы истинно обращенные, спасенные, искупленные верующие. Невозрожденный человек не способен с доверием принимать книгу Откровение: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Кор. 2:14).
Судя по тому, чем сейчас занята бо́льшая часть человечества, значение книги Откровение ему совершенно непонятно. Встречи глав наиболее влиятельных государств мира посвящены вопросам политики, экономики, экологии, культуры и спорта, защиты животных, освоения космоса – чему угодно, кроме самого главного. Великие мира сего очень далеки от того, чтобы обсуждать подготовку к встрече с Иисусом Христом. Обычные люди ─ не министры, не президенты, не высокопоставленные чиновники ─ также заняты своими заботами и не думают о встрече с Царем царей. Вплоть до самого Второго Пришествия Христа они будут целиком поглощены своими делами.
…Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого… (Мф. 24:37–39).
Конечно, кто-то из необращенных может находиться в истинной церкви, где разъясняется значение книги Откровение. И если он будет внимателен, то на интеллектуальном уровне сможет понимать услышанное, но у него нет новой природы от Бога, нет силы Святого Духа для того, чтобы доверять истине и строить в соответствии с ней свою жизнь. Однако рабы Господа, искупленные Им и желающие служить Ему, с верой принимают сказанное в книге Откровение, с радостью ждут возвращения Христа и сквозь эту призму воспринимают все потери и приобретения, успехи и неудачи земного пути.
V. Актуальность книги Откровение
…Чему надлежит быть вскоре (Откр. 1:1д).
«Вскоре» – указание на внезапность и быстроту. Пророчества книги Откровение произойдут в скором будущем, именно в этом заключается основная мысль. Взгляните на сказанное в 3-м стихе: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3).
Так как время возвращения Христа является тайной, все мудрые верующие ожидали этого события, понимая, что оно может произойти в любой момент. Если Иоанн считал, что час осуществления этих пророчеств близок, то сегодня, когда мир идет путем глобализации со всеми вытекающими отсюда последствиями, мы уверены, все осуществится вскоре.
Мы должны быть убеждены, что пророчества этой книги начнут происходить внезапно, в любое мгновение Церковь может быть восхищена от земли (1 Кор. 15:51–52; 1 Фес. 4:16–18). Нам следует ожидать возвращения Христа за Своей Церковью каждый день и час. Сразу после этого начнется семилетие скорби, которое завершится Вторым Пришествием Господа для установления Тысячелетнего царства. Нет сомнений в том, что пророчества книги Откровение станут осуществляться очень быстро: Церковь восхищена, антихрист стремительно взлетает на высоты мировой политики, один суд Божий сменяет другой и так дальше.
Откровение – очень актуальная книга. Она представляет события, которые произойдут в скором времени, внезапно и быстро. Изложенное в этой книге не является чем-то фантастическим и отвлеченным от жизни. Ее содержание описывает ближайшее будущее человечества.
VI. Передача книги Откровение
И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр. 1:1е–2).
Книга Откровение передана Иоанну через ангела, а он записал увиденное и услышанное для церквей. То же самое сказано и в конце книги Откровение: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр. 22:16а).
Земным автором этой книги Библии является апостол Иоанн. В отличие от Евангелия, написанного им по собственным воспоминаниям о служении Иисуса Христа под водительством Святого Духа, книга Откровение представляет для Иоанна обилие новой информации, полученной через ангела. Данная книга – единственная в Новом Завете, переданная через ангела. Таким же образом Бог давал Моисею постановления закона.
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника (Гал. 3:19).
Нам важно понимать, что сатана и бесы распространяют лжеучения в мире под видом посланий от ангелов. Помните, как пророк соблазнил человека Божьего: «И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". ─ Он солгал ему» (3 Цар. 13:18). Джозеф Смит, основатель движения мормонов, утверждал, что ему являлся ангел по имени Мороний, который поделился с ним особыми откровениями. Подобные заявления делали немало лжеучителей. Все это не должно удивлять нас, «…потому что сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Кор. 11:14). Нам следует самым решительным образом отвергать любые откровения, противоречащие истинам Слова Божьего. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
Мы верим, что с завершением канона Писания все прямые откровения от ангелов или от Бога прекратились. Книга Откровение – истинное Слово Божье. Она не только передана через ангела, но и очень много говорит о них. Ангелы возвещают о событиях и судах периода скорби, поклоняются вместе с людьми Богу на Небесах (Откр. 5:8–14), беседуют с Иоанном, открывают ему великие истины (Откр. 10:1–11; 19:9–10). Ангел показывает Иоанну небесный Иерусалим (Откр. 21:9–22:5). Таким образом, книга Откровение словно готовит нас к новой эпохе, когда нам предстоит взаимодействовать с множеством ангелов.
VII. Благословения книги Откровение
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр. 1:3).
Обратите внимание, слово «читающий» употреблено в единственном числе, а «слушающие» ─ во множественном числе. О чем это говорит и на что указывает? Иоанн рисует перед нами картину церковного собрания первого столетия: пастор читает Слово Божье, а община слушает. У большей части церкви не было возможности читать Писание дома. Рукописи стоили дорого, и их было мало. Поэтому публичное чтение имело большое значение. Для многих верующих это была единственная возможность познакомиться с записанным откровением от Господа.
Слово Божье читается в церкви для того, чтобы слушающие стремились его исполнять, поэтому Иоанн добавляет: «…и соблюдающие написанное в нем…». «Блаженство» (счастье), о котором здесь говорит апостол, нельзя связывать с чтением и слушанием исключительно как с ритуалом, который автоматически делает всякого участвующего в нем счастливым. Только когда книга Откровение воспринимается с доверием, как истинное Слово Божье, сохраняется в сердце и исполняется в жизни, тогда мы обретаем блаженство, обещанное Иоанном.
Сказанное в 3-м стихе призывает церковь не пренебрегать этой книгой, не считать ее отвлеченной от реалий повседневной жизни и потому достойной забвения. Здесь возникает вопрос: как можно исполнять сказанное в книге Откровение, ведь пророчества – это не заповеди, имеющие прямое практическое применение? Слова «время близко» помогают найти ответ на этот вопрос. Каиро́с («время») – это не минуты, часы, дни, недели, месяцы или годы, это эпоха, новая по своему качеству, наступающая неожиданно, это переломный момент в человеческой истории. Исполнять записанное в книге Откровение – это значит строить свою жизнь в свете наступления новой эпохи, ожидая грядущего Царства Христа.
Жизнь в ожидании исполнения пророчеств книги Откровение приносит следующие благословения.
Во-первых, мы по-другому будем переносить искушения. Все, чем обольщает нас мир: похоть очей, похоть плоти и гордость житейская (1 Ин. 2:16) – однажды будет уничтожено навсегда. Живя с мыслью о скорой встрече со Христом, мы станем стремиться к святости. Материализм, блуд, пьянство, фальшивое веселье грешников – все это в наших глазах подобно пиру на тонущем корабле.
Во-вторых, ожидая исполнения пророчеств книги Откровение, мы с надеждой станем преодолевать трудности земного пути. Вы страдаете от болезней, гонений, несправедливости и греховности людей? Смерть разлучила вас с дорогим человеком? Вас угнетает тяжелая работа или материальные проблемы? Утешайтесь истинами, которые Бог открыл Иоанну через ангела. В новом мире, в Царстве Христа все будет иначе. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
В-третьих, ожидая исполнения пророчеств книги Откровение, мы по-другому посмотрим на основные ценности проходящего века. Состояние экономики не беспокоит нас чрезмерно, потому что экономическая система этого мира будет разрушена (разрушение экономического Вавилона). Нас не испугает рост числа лжеучений и их популярности, потому что все лжеучения будут уничтожены (уничтожение религиозного Вавилона). Мы не боремся за улучшение экологии на земле, потому что в дни скорби Бог разрушит экологию земли, а затем воссоздаст ее в Тысячелетнем царстве. Мы не подстраиваем служение церкви под изменения мирской культуры, потому что она временна, а Церковь вечна. И так мы смотрим на все проходящие ценности.
В-четвертых, ожидая исполнения пророчеств книги Откровение, мы прославляем Всевластного Бога. Господь завершит историю человечества на земле в точном соответствии со Своим планом. Зло не выходит из-под Его контроля и не изменяет Его замыслов.
В-пятых, ожидая исполнения пророчеств книги Откровение, мы наслаждаемся миром в наших сердцах. Если все произойдет так, как говорит последняя книга Библии, нам не стоит страшиться будущего, оно уже описано и предрешено. Остается лишь довериться Богу и Его неизменному плану. Противостояние Христа силам тьмы, в котором мы также участвуем как церковь, завершится нашей окончательной победой. Волнений по этому поводу быть не должно. Славная вечность ожидает всех спасенных.
Знать свое будущее и будущее мира, строить настоящую жизнь в соответствии с этим – это и есть «блаженство» познающего и применяющего, записанное в последней книге Библии.