Найти в Дзене

Он прошёл через несколько эпох через бит, джаз и прог, сыграл соло в хите Uriah Heep. 83 года легендарному Манфреду Манну

Если вы послушаете подряд «Do Wah Diddy Diddy», «The Mighty Quinn (Quinn the Eskimo)» и «Blinded By the Light», вам может показаться, что все три песни записаны разными группами.

И в каком-то смысле будете правы. Каждая из этих вещей была написана той или иной вариацией группы под управлением Манфреда Манна. Участники в составе постоянно менялись. Каждую из песен исполнил новый вокалист. И ни один из них не был клавишником, чьё имя значится на конверте.

Манфред Манн родился в Йоханнесбурге 21 октября 1940 года. Его имя при рождении — Майкл Сепсе Любовиц. Получив джазовое образование, он записал пару альбомов с группой The Vikings, но популярностью в ЮАР они не пользовались.

Оказавшись признавать политику апартеида в Южной Африке, Любовиц переехал в Великобританию в 1961 году и начал писать статьи в джазовый журнал, используя псевдоним Манфред Манн. А затем и собрал группу, которая по предложению продюсера получила простое название Manfred Mann.

Успех пришел в начале 1964 года с бойким номером «5-4-3-2-1», который послужил в качестве музыкальной темы британской поп-музыкальной программы «Ready Steady Go!»

Сингл вошел в пятёрку хит-парада в Британии, но только летом 1964 года группа начала всерьёз заявлять о себе. «Do Wah Diddy Diddy» была написана Джеффом Барри и Элли Гринвич — авторами, которые работали с продюсером Филом Спектором. Манфред Манн превратил песню в хит и, оседлав волну британского вторжения, покорил и британские, и американские чарты.

Группа произвела фурор в Штатах. Хотя американские фанаты не сразу поняли, что Манфредом Манном был не симпатичный вокалист Пол Джонс, а битник с бородой и в очках, играющий на органе.

Продолжая в том же духе, «Манфреды» вернулись той же осенью с «Sha La La», кавером группы The Shirelles. Оригинал достиг 69-го места, но в новом варианте песня поднялась на 12-ю позицию.

Музыка в те дни менялась стремительно. К началу 1966 года перемены уже ощущались в воздухе. И группа предложила публике «Pretty Flamingo» — последний хит с Полом Джонсом у микрофона. Басистом группы в тот период был некто Джек Брюс — бывший участник The Bluesbreakers, вскоре вошедший в историю рока в качестве участника Cream.

Когда сингл штурмовал американские чарты, в составе группы начались брожения. Джонс ушёл ради сольной карьеры, а на его место прибыл Майк Д'Або. Лишь в начале 1968 года имя Манфреда Манна снова попало на американское радио и в число лидеров продаж. Благодаря каверу песни Боба Дилана «Mighty Quinn (Quinn the Eskimo)».

Манфред Манн был блестящим аранжировщиком и умел извлекать суть из песни. В записи участвовал ещё один новый басист, не новичок в мире рока: Клаус Вурманн не только разработал обложку битловского альбома «Revolver», но и внес вклад в работы многих известных артистов в качестве басиста.

К 1969 году всем участникам группы стало очевидно, что этот этап их карьеры исчерпал себя. Манн вместе с барабанщиком Майком Хаггом, устав от поп-хитов, сформировал новую группу Manfred Mann Chapter Three, которая в большей степени ориентировалась на джаз с духовыми, клавишными, барабанами, но без гитары. Были выпущены два вполне достойных альбома, но ни один из них не попал в чарты ни Великобритании, ни США.

Но у Манфреда Манна были и другие идеи, которые он планировал реализовать. Его увлекала музыка, которую впоследствии называть прог-роком, а также фьюжн на стыке джаза и интеллектуального рока. Идея сложных аранжировок определенно нравилась музыканту больше. В 1971 году Манн создал совершенно новую группу. К тому времени, когда состав выпустил дебютный альбом, у него было новое название: Manfred Mann's Earth Band.

Поначалу дела шли скромно, в течение нескольких лет казалось, что Манфред Манн никогда не получит той поддержки, которой пользовался в 1960-х. Четыре альбома не вызвали сколько-нибудь серьёзного интереса. Зато Манн, известный сольной игрой на синтезаторе «Minimoog», в этот период исполнил импровизационное соло в песне Uriah Heep «July Morning».

Тем не менее, команда Манфреда Манна продолжала упорное движение вперёд, пока, наконец, не нащупала путь к новому взлёту — и опять через кавер. И если предыдущая группа Манфреда Манна безжалостно перерабатывала каталог Боба Дилана, в 1975 году Earth Band взялись за песни молодого и перспективного американского автора-исполнителя Брюса Спрингстина. Сначала была мощная баллада «Spirits in the Night».

Для своего следующего альбома «The Roaring Silence» Манфред Манн снова решила записать кавер Спрингстина, на этот раз «Blinded By the Light». Мудрый выбор: кавер, исполненный новичком Крисом Гамлетом Томпсоном, стремительно взмыл вверх, став со временем классикой семидесятнического рока.

Выступая с разными составами и под разными названиями, Манфред Манн больше не добился подобного успеха. Он выпускал солидные синглы и альбомы, которые обеспечили ему известность и доходы. Были и несколько дополнительных проектов и разовых воссоединений. Но в случае Манна стабильность — признак мастерства. Состав Earth Band всё ещё выступает. В 2023 году группа отметила выпуском сборника свой двухтысячный концерт.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!