Найти тему

Более трети детей «теряют» аутизм при ранней диагностике и терапии

Новое исследование, опубликованное 2 октября этого года в научном журнале JAMA Pediatrics, показало, как меняется траектория развития детей с аутизмом в условиях ранней диагностики и качественной терапии на основе прикладного анализа поведения. Новые данные были получены учеными из Бостонской детской больницы, США, сообщается в пресс-релизе больницы. Известно, что для аутичных детей очень важен ранний диагноз и раннее начало поведенческой терапии, однако новое исследование показало, что многие дети, получившие помощь, не имеют симптомов аутизма уже к 6 годам.

Ученые обнаружили, что 37% детей, у которых был диагностирован аутизм в возрасте от 1 до 3 лет, больше не соответствовали диагностическим критериям аутизма в возрасте 6 лет. При этом аутизм чаще сохранялся у тех детей, у которых были низкие адаптивные навыки.

Адаптивные навыки — это те навыки, которые ребенок использует в повседневных ситуациях. К ним относятся коммуникативные навыки, способность к самообслуживанию и так далее.

Исследование было проведено среди 213 детей, у которых был диагностирован аутизм в возрасте от 12 до 36 месяцев. Из них 79 детей больше не соответствовали критериям диагноза в возрасте от 5 до 7 лет.

Вероятность утраты диагноза во многом зависела от пола. Среди мальчиков (а это большинство случаев аутизма и большинство участников исследования) только 32% потеряли аутизм к 6 годам. Однако среди девочек доля потерявших диагноз составила 61%.

В том, что какие-то дети «теряют» аутизм по мере развития, нет ничего нового — предыдущие исследования также показали, что такие дети существуют. Например, в 2022 году исследование Ребекки Элиас и Кэтрин Лорд, которые наблюдали за 155 детьми с аутизмом, показало, что 19% из них потеряли диагноз к взрослому возрасту. Из них у половины аутизм исчез в возрасте до 18 лет.

Удивительно то, что доля таких детей оказалась значительно больше, чем в других исследованиях. Ранее считалось, что аутизм «теряют» от 10% до 20% детей. До сих пор мало известно от том, почему именно это происходит. Это могут быть факторы окружающей среды, в том числе, получаемая помощь, но также на траекторию развития могут влиять какие-то генетические факторы.

Эти данные показывают, что траектория развития при аутизме может быть очень разной, и необходимо регулярно проводить оценку навыков и способностей ребенка. Элизабет Харстад, врач по медицине развития в Бостонской детской больнице и руководительница исследования, подчеркивает, как важно обращаться за диагностикой в случае беспокойства о развитии ребенка и быть открытыми для идеи о том, что диагноз может меняться с течением времени.

«Важно признавать, что диагноз может измениться по мере развития ребенка. Наше исследование показывает, как важно наблюдать за развитием ребенка с течением времени, потому что у некоторых детей социальная коммуникация и поведенческое функционирование могут сильно измениться. Это подчеркивает необходимость регулярного тестирования и изменения стратегий вмешательств», — считает доктор Харстад.

Доктор Уильям Барбареси, другой автор исследования, подчеркивает, что нужны дополнительные исследования, чтобы определить, как раннее вмешательство с помощью поведенческих методик влияет на долгосрочный прогноз детей.

Все дети в этом исследовании были пациентами больницы, и они получали терапию на основе прикладного анализа поведения (ПАП), которая начиналась сразу после постановки диагноза. Первые 18 месяцев после диагноза ПАП-терапия была наиболее интенсивной. Вероятно, именно терапия объясняет, почему у такого количества детей исчезли симптомы аутизма. Однако ученые не обнаружили связи между количеством часов терапии и вероятностью, что ребенок потеряет диагноз. Это говорит о том, что нужно больше исследований о том, какие аспекты терапии влияют на траекторию развития при аутизме.

Дебора Файн, профессор университета Коннектикута, США, и одна из ведущих исследовательниц аутизма в мире, не участвовала в этом исследовании. В 2013 году исследование Файн и ее коллег также описало детей, у которых исчез аутизм по мере развития. Издание Spectrum News обратилось к ней за комментариями по поводу новых данных.

Файн считает, что одним из решающих факторов для исчезновения аутизма была терапия. По ее словам, Бостонская детская больница — одна из лучших клиник, предлагающих услуги в связи с аутизмом в США, ее пациентам были доступны самые разные поведенческие подходы и высококвалифицированные специалисты. В исследовании 92% детей получали интенсивную терапию на основе прикладного анализа поведения, эта доля гораздо выше, чем в любом другом американском регионе.

«На самом деле я пришла к выводу, что высокая доля исчезновения аутизма и высокий уровень применения ПАП-терапии в их выборке — это доказательство эффективности ПАП», — заявила Файн.

Однако она подчеркивает, что выборка в известной американской больнице была крайне нерепрезентативной — в основном это были дети из белых богатых семей, у которых был доступ к ранней диагностике и терапии. Кроме того, в основном у детей были интеллектуальные способности в пределах нормы (то есть, у них был аутизм без «умственной отсталости»). По ее словам: «В такой выборке доля тех, у кого исчезает аутизм — это максимальный потолок, который в принципе возможен в наилучших условиях при нынешних знаниях об аутизме».