Провокационный заголовок. Согласна. Ибо да, есть случаи, когда сделать это нереально. И о них сегодня пойдёт речь. Я даже больше скажу: иногда репетитор даже тему объяснить не может. И речь в этой статье пойдёт о хороших и грамотных специалистах. О тех, кто не знает свой предмет или не умеет объяснять, речь не идёт.
Недавно я писала о мальчике по имени Фёдор. Так вот его мама просила меня подготовить её сына к тесту по английскому языку. Это первый год обучения, третий класс. Три часа английского в неделю. И середина октября.
Какие же задания вызвали сложности у моего пока ещё будущего ученика Фёдора? Четвертое и пятое, по словам мамы. (Хотя, думаю, эти задания могли вызвать сложности именно у мамы.) Но, если ученик посетил все занятия по английскому в школе, то это тестовое задание не должно вызвать у него сложности. Но и тут есть одно НО.
Иногда учителя задают на дом написать что-то в рабочей тетради, раскрасить и т. п. А иностранный язык - это сначала выучить наизусть: буквы, слова, предложения, правила (не наизусть, но с хорошим пониманием того, что учишь). Я встречала людей, которые говорят: не надо задавать на дом учить слова - их надо хорошо отработать на уроке (или с репетитором). Не соглашусь. Надо учить. Вслух. Много-много раз проговаривая вслух. Это английский язык. Любой иностранный язык сложный для изучения на начальном этапе, а английский - это язык противоречий (семь букв написано - три читается, выучили правила чтения, а слова не читаются по этим правилам, или читаются лишь отчасти). Поэтому слова надо заучивать вслух. А для этого надо знать, как они произносятся.
К белорусским учебникам есть в свободном доступе (на сайте Министерства Образования) звуковые приложения к учебникам по иностранному языку. Знаете сколько человек, которых я обучала и обучаю (и в школе, и сейчас как репетитор), ими пользуется? Ноль. Ни сколько. Учителя об этих звуковых приложениях не упоминают или упоминают редко. В книгах также прикреплены диски с аудиозаписью, но детям нельзя их слушать. Причину, по какой нельзя, хотите узнать? Дети могут поцарапать диск, а его надо вернуть в библиотеку в целости и сохранности. Ну, и компьютеров с дисководами сейчас становится всё меньше и меньше. Про скачивание звуковых приложения я говорю всем своим ученикам и их родителям. Но нет. Мне говорили и продолжают говорить: "В школе мы ничего не слушаем. Или редко слушаем. Дома тоже не слушаем". Причина, по которой не слушают, - банальная лень, которую сейчас модно называть отсутствием мотивации.
Вот буквально сегодня мне две мои ученицы отвечали слова, (я спрашивала их прилагательные, обозначающие черты характера) и большую часть они ответили неправильно. Почему? Не выучили их с правильным произношением. А зачем? Диктант написали. "Глазами" читать они слова умеют. Но в живой речи они их не вычленят - они их не услышат. И употреблять не смогут. Вот кому надо такое заучивание слов? Мы четыре раза слушали их на уроках в речи. Четыре! И столько же уроков тренировали устно всеми мыслимыми и немыслимыми способами. И, аллилуйя, к концу четвёртого урока я услышала от девочек то, что хотела - все слова они рассказали мне правильно. 100 % из 100%. Каждая.
Теперь собственно о д/з разного рода. Вот, например, звонит мне в прошлом году мама одного моего ученика-восьмиклассника и просит разобрать с ним косвенную речь - не понимает он. А мы с ним работаем по учебнику 4 класса. Говорю, что сделаем всё возможное, и на уроке даю материал за восьмой класс. Выясняется, что из всех времён мальчик знает, только Present Simple и Present Continuous - те, что мы с ним как раз успели пройти. И всё. Три формы глаголов? Не знает. Никакие. Passiv - тоже. Так, это сколько тем мне надо с ним пройти, чтобы объяснить косвенную речь?! А ведь сюда нужно будет добавить и повелительное наклонение, и разного вида вопросы. Это тоже всё надо уметь перевести в косвенную речь. Ладно, вопросы в двух временах задавать более или менее умеет. И отрицательные предложения сделать может. В тех же Present Simple и Present Continuous. Но ведь этого мало! Поэтому выше головы не прыгнешь - всё в иностранном языке надо изучать постепенно.
Ещё был у меня один ученик, который пришёл ко мне изучать английский язык в шестом классе, но "перешли" мы с ним в тот же четвёртый. Периодически к шестому классу, правда, пытались возвращаться, но это нам давалось тяжело и было не особо продуктивно - не было у парня нужных для шестого класса знаний. И для пятого класса не было. Четвёртый класс и то давался ему с трудом.
А теперь о тестах. Честно скажу, что я не люблю делать со своими учениками тесты, которые составила (или приготовила как материал к уроку) не я. Поскольку получается, что не ученик эти тесты делает, а репетитор. Ведь если у ученика знания есть, то и тест он может выполнить сам. А если нет, то что можно проверить? Но родители не понимают, что репетитор должен знания прежде всего давать. И да, сто раз повторить материал, если надо. Для меня это - не проблема. А вот решить с учеником тесты - это своего рода профанация. Не люблю я это. Не честно это получается. И не эффективно. Решил Фёдор тест - и забыл, что решал. Или в школе "вспомнил". Получил свою девятку или десятку - вроде довольны все. Но радость эта временная. Поскольку знаний у Фёдора может по факту и не быть. Если бы были, он бы сам этот тест написал. Без помощи репетитора.
А что вы думаете по этому поводу?
Статья по теме:
Почему я не делаю со своими учениками домашнее задание, которое задают в школе?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#английский язык #школа #репетитор
#домашнее задание#тесты по английскому языку