Найти тему
С Богом по жизни

РЕСТАВРАЦИЯ УЧЕНИЯ НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ

Церкви Христа призывают возродить новозаветное христианство. Для этого мы должны возродить дух, преданность, молитвенность, благотворительность и любовь — все те качества, которые характеризовали новозаветную церковь.

Но, кроме этого, мы также должны возродить и учение той церкви, о которой мы читаем в Новом Завете. Если сравнивать церковь со зданием, то основанием является Христос. А учение — это каркас здания. Все остальное — дух, единство, любовь, жертвенность, высоконравственная жизнь — помогает возводить стены и крышу, производить отделку дома. Естественно, нам хочется украсить дом красивой жизнью; но если мы не станем большое внимание уделять учению церкви, то наши стены не будут иметь опоры, а отделка будет «украшать» нечто бесформенное. Без новозаветного учения можно возродить некоторые раннехристианские взгляды, нравы и преданность, но это все равно будет не новозаветная церковь.

КАКИМ БЫЛО УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ?

Если мы хотим реставрировать учение апостолов, то нам нужно понять, что оно собой представляло. Каковы были общие характеристики учения Господней церкви?

Учение церкви I века — это то, чему учили апостолы. «Здравое учение», помимо апостольского учения по «религиозным» вопросам, включает в себя учение о семье, морали, отношении христиан к правительству, поведение на работе. Если мы не учим тому, чему учили апостолы в отношении всех этих сфер жизни, то мы не возрождаем учение новозаветной церкви.

Это было одно учение. Всякий раз, когда в Новом Завете мы читаем об «учениях» (во множественном числе), речь идет о лжеучениях. Апостолы проповедовали только одно учение, хотя оно и имело много аспектов.

Оно легко распознавалось. Апостольское учение имело определенный «образ» (см. Рим. 6:17); оно было узнаваемым. Как еще истинное учение можно было отличить от лжеучений?

Оно было особенным. В новозаветные времена проповедники и авторы книг заботились о том, чтобы показать, что христианство отличается от язычества, от мистических религий, от греческой философии, от гностицизма и от иудаизма. Сегодня нам нужно подчеркивать, что новозаветное учение радикально отличается от учений других вероисповеданий и религий.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО УЧЕНИЕ?

Сегодня прослеживается тенденция преуменьшать роль учения. Люди спрашивают: «Если мы проявляем христианские взгляды, то так ли уж важно то, чему мы учим или во что верим?»; «Не правы ли те, кто отрицает важность учения?» Давайте рассмотрим следующие Писания, которые показывают, какое внимание Новый Завет уделяет учению:

Деян. 2:42 — Христиане в новозаветной церкви «постоянно пребывали в учении апостолов».

Рим. 6:17, 18 — Мы освободились от греха, когда «от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».

Рим. 16:17 — Римской церкви было велено уклоняться от тех, кто создавал проблемы «вопреки учению», которое им передал Павел.

1 Тим. 1:3 — Павел просил Тимофея «увещать некоторых, чтобы они не учили иному».

1 Тим. 1:10 — Безнравственность, ложь и другие грехи «противны здравому учению».

1 Тим. 4:16 — Тимофею было сказано, что если он будет внимательно следить за собой и своим учением, то спасет и себя и своих слушателей.

2 Тим. 4:3 — Настанет время, когда люди «здравого учения принимать не будут».

Тит. 1:9 — Старейшины должны уметь «наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

2 Ин. 9 — «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога». Это можно сравнить с Гал. 1:8, 9, где нам сказано, что проповедующий иное благовестие проклят, а также с Отк. 22:18, 19, где говорится, что если кто прибавит к вдохновенной книге или отнимет от нее, тот будет наказан.

Еф. 4:4, 5 — «один Господь, одна вера» — одна система верования, что подразумевает одну систему учения, — и «одно крещение».

Помимо этого, Новый Завет убеждает нас в важности учения, предупреждая, что существует такая вещь как лжеучение. Согласно Мф. 15:9, мы можем отвергать Божий Закон, «уча учениям, заповедям человеческим» — иными словами, проповедуя лжеучение. В Кол. 2:22 Павел также упоминает «заповеди и учение человеческое» (лжеучения), противопоставляя их Божьим заповедям. В 1 Тим. 4:1 сказано о людях, внимающих «учениям бесовским», а Евр. 13:9 предупреждает, чтобы мы не увлекались «учениями различными и чуждыми».

Новый Завет также часто предостерегает от лжеучителей. Павел писал о тех, кто будет «говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» (Деян. 20:30). Сам Иисус сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Иоанн писал: «…много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1), а Петр наставлял: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1).

Поскольку Новый Завет подчеркивает важность учения и предостерегает от лжеучений и лжеучителей, то мы не можем согласиться, что учение — то, во что мы верим и в чем наставляем, — мало что значит. Так давайте же подчеркивать важность учения и проповедовать только учение новозаветной церкви.

Разберем некоторые детали этого учения. Чему именно следует учить? Все, что касается учения апостолов, очень важно. В одном этом уроке невозможно обсудить все, в чем наставляли апостолы, но на некоторых аспектах учения новозаветной церкви мы все же остановимся.

НОВОЗАВЕТНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ

Нам нужно учить тому, что Новый Завет говорит о Господней церкви. Среди прочего, в отношении церкви апостолы учили следующему:

Во-первых, церковь — это часть предвечного замысла Божьего (Еф. 3:10, 11).

Во-вторых, это церковь Христа: она построена Христом, искуплена Христом, любима Христом и спасена Христом (Мф. 16:18; Деян. 20:28; Еф. 5:23, 25).

В-третьих, церковь — это спасенное тело Христа, составленное из святых, то есть тех, кто освящен (1 Кор. 1:2). Спасенные прилагаются к церкви (Деян. 2:38–47).

В-четвертых, церковь одна. Есть только одно тело (Еф. 4:4; 2:16), и это тело — церковь (Еф. 1:22, 23).

В-пятых, церковь одновременно вселенская и местная. Слово «церковь» иногда употребляют по отношению ко всем, кто во Христе (Мф. 16:18). Эта «вселенская церковь» не имеет человеческой организации; Христос — ее глава (Кол. 1:18), а все христиане — члены тела (1 Кор. 12:12, 20). Однако члены этого одного тела собираются по месту проживания и образуют общины; в этом смысле «церковь» — местная (Рим. 16:16).

В-шестых, новозаветная церковь не имеет имени, но ее называют «домом Божьим» (1 Тим. 3:15), «царством Божьим» (Мф. 16:13–19), «телом Христовым» (Еф. 1:22, 23) и «церквами Христовыми» (Рим. 16:16).

Реставрируя новозаветное христианство, мы должны учить этим фактам о церкви.

НОВОЗАВЕТНОЕ УЧЕНИЕ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ

Нам также нужно учить тому, что Новый Завет говорит о последних днях — событиях, которые произойдут в конце времен. В этой связи апостолы учили таким истинам:

• Иисус придет снова (Деян. 1:11). Он придет в славе «при возвещении» (1 Фес. 4:16), «и узрит Его всякое око» (Отк. 1:7).

• Новый Завет учит, что второе пришествие Иисуса всегда «близко» (1 Пет. 4:7; Иак. 5:8), но он также учит, что никто не знает, когда именно это произойдет (2 Пет. 3:10; 1 Фес. 5:2; Мф. 24:36).

• Когда придет конец, все мертвые — как творившие добро, так и делавшие зло — воскреснут (Ин. 5:28, 29). Христос вернется вместе с праведниками, которые умерли раньше. А живые поднимутся для встречи с Ним в воздухе (1 Фес. 4:13–18).

• Когда Иисус вернется, земля разрушится: «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).

• И тогда произойдет суд. Иисус Христос будет судить всех людей (Мф. 25:31, 32; Деян. 17:30, 31) по их делам (см. Мф. 25:31–46; 2 Кор. 5:10; Отк. 20:11, 12). Люди будут судиться учением Господа (Ин. 12:48) и всем Словом Божьим. Каждая душа будет отправлена либо в «озеро огненное», либо на небеса (Отк. 20:11-15).

• После суда люди навеки останутся на небесах или в аду (Мф. 25:46). На небесах люди будут в сознании и в награду получат чудесные благословения. А брошенные в ад будут наказаны и подвергнутся немыслимым мучениям (Лк. 16; Отк. 14:11).

Стараясь возродить новозаветное христианство, мы должны учить этим фактам о последних днях.

ВАЖНОСТЬ ЭТИХ УЧЕНИЙ

Некоторые спрашивают: «Насколько важно знать эти учения? Если у меня иное понимание церкви, второго пришествия или суда, означает ли это, что я погибну в вечности?» Хотя на эти вопросы ответить трудно, мы знаем одно: мы должны принять Господне Слово и исполнять его. (Прочтите Мф. 7:21).

Вообще говоря, то, во что человек верит, определяет и то, что он делает. Ложные представления о Боге влияют на поведение человека (см. Рим. 1:18-32). Тот, кто не верит в истину о церкви, может стать членом какой-нибудь религиозной группы, но не новозаветной церкви. Человек, не верящий в истину о последних днях, может не приготовиться должным образом ко второму пришествию Христа. А кто не понимает и не верит в истину о Божьем замысле спасения, не имеет обещания спасения. Верить в истину, а не принимать лжеучение, важно потому, что мы действуем на основании того, во что мы верим, и будем судимы в соответствии с тем, что делаем.

Непонимание или отвержение любой библейской истины по тому или иному вопросу ведет к неисполнению Божьей воли в этой области. А неисполнение Его заповедей непременно приведет к погибели в вечности. Поэтому правильное понимание новозаветного учения относительно церкви, последних дней и других вопросов чрезвычайно важно!