Из-за чего же все-таки случился разлад в семейной жизни царя Петра и царицы Евдокии? Ведь, судя по характеристикам их современников, «любовь между ними была изрядная», брак не был бесплодным, строили роскошный семейный дворец с надеждой на счастливое совместное будущее и вот… Как же так произошло, что изрядная любовь превратилась в ненависть, безмятежная семейная жизнь - в трагедию государственного масштаба?
В разных источниках разлад царя Петра с женой трактуют по-разному. Я не буду разбирать «классические» трактовки, вроде «нелюбимую с глаз долой» или «противницу реформ – подальше, чтоб не мешала». Подобные трактовки в полной мере показали свою несостоятельность. Интересны мнения современников царя и царицы, а именно: тех, кто составлял их ближайшее окружение.
Несходство нравов
Князь Борис Куракин – сподвижник и свояк Петра объясняет их разлад так. Царица Евдокия была:
... нравом несходная к своему супругу, отчего все свое счастие потеряла и весь свой род сгубила
Что под этим подразумевается - несведущему человеку понять сложно. В связи с этим, возможно, и определились разные версии историков – кому какая удобнее для укрепления своей позиции. Отсюда, возможно, и пошли предположения, что
- царица не разделяла прозападных воззрений мужа, и, соответственно, на этом фоне между супругами появились противоречия.
Или же, что
- тихая, набожная царица была неинтересна энергичному, увлекающемуся царю.
Как видим, одна трактовка противоречит другой. Яростная противница и покорная серая мышка – понятия не совместимые.
Кстати, довольно часто энергичные, увлекающиеся мужчины предпочитают, наоборот, спокойных и правильных женщин. Да и царям, жившим во дворцах при отдельных хоромах, больше повезло, чем простым смертным - в тридцати квадратных метрах под одним потолком. Им не приходилось делить быт и буквально притираться к повадкам друг друга. В этом случае издержки характера намного проще было пережить.
Что касается прозападных воззрений Петра Алексеевича, которые царица будто бы не разделяла, то это, на мой взгляд, вообще, что-то с чем-то. Сразу вырисовывается образ фанатичной ретроградки, которая грудью отстаивает свои политические убеждения, дает царю указания по управлению государством, выдвигает условия и протесты. Конечно же, Евдокия такой не была и, вообще, в политику не вмешивалась. У нее был другой склад ума и другое воспитание. Кроме того, свою знаменитую европеизацию царь стал проводить уже после 1698 года, когда вернулся из Великого посольства. К этому времени разлад между супругами достиг своего пика. У Евдокии не было возможности оценить нововведения царя, поскольку она уже была отправлена в монастырь. И новая мода, и ассамблеи, и строительство новой столицы – прошли мимо нее.
Говоря о несходстве нравов царя и царицы, Куракин вряд ли имел в виду политические убеждения. Да и характер здесь ни при чем. Скорее всего, здесь речь идет о моральных ценностях. А они, действительно, у супругов были разные. Петр был любителем пьянок, гулянок и разного рода сомнительных развлечений, вроде шутовских свадеб и всешутейших соборов. Царица же, наоборот, была правильной и богопослушной. Иными словами, насколько она была высоконравственной, настолько он был безнравственным.
Существует еще одна любопытная версия разлада в царской семье. Эта версия исходит от датского посланника Грунда, находившегося в России в 1705-1710 годах.
Ведь и брак их разладился по следующей причине. Царь, став единоличным правителем, много времени проводил в немецкой слободе, бывал в домах немецких купцов, а супруга бесстрашно говорила ему, что он там распутничает с язычниками; причем подобное повторялось столь часто и бурно, что когда однажды царь опять возвратился оттуда поздно вечером и, желая порадовать царицу, принес ей в подарок много галантереи, приобретенной у купцов, и выложил на стол, она, очень рассердившись, в присутствии царя сбросила все на пол со словами, что не хочет таких подарков и завидовать этой немецкой распутнице, а лучше растопчет подарками ногами, как и сделала. Царь, в сильном гневе покинув комнату, дал клятву никогда более к супруге не приближаться, которую до сего дня и держит.
По словам Грунда, события эти произошли, когда царь стал «единоличным правителем», то есть в 1696 году. Описание семейной ссоры выглядит вполне правдоподобными. Оно отражает и суровый нрав царя и непреклонность царицы. Нет, не была Евдокия покорной серой мышкой! Наоборот, она была горячей, темпераментной личностью, способной вызвать бурю эмоций. И в чем-то даже становится понятно, что имел в виду Борис Куракин, заявляя, что царица Евдокия была:
... нравом несходная к своему супругу, отчего все свое счастие потеряла и весь свой род сгубила
Видимо, если бы царица Евдокия спокойно относилась к «распутству» мужа, и закрывала глаза на его похождения, то, возможно, в их жизни все закончилось бы не так трагично. Эх, нельзя так с царскими подарками! Похоже, они были сделаны от души, иначе царь не обиделся бы так сильно. Интересно, понравилось бы ему, если бы супруга сопровождала его в похождениях и на пару с ним «распутничала с язычниками»?
«Остудила царя к царице золовка ее»…
Возникает еще такой резонный вопрос: откуда царица могла узнать, как и с кем проводит время ее муж в Немецкой слободе? Из приближенных царя вряд ли кто-нибудь мог ей это донести. Все опасались царского гнева, который был поистине страшен.
А вот царевна Наталья – вполне могла, да еще представить все в нужных ей красках. Обычно царевну Наталью характеризуют с хорошей стороны: любимая сестра Петра, покровительница театра, символ благочестия. Но есть у этого благочестия и обратная сторона. Вообще, эта царевна была та еще штучка. Сводные сестры-царевны таили на нее немало обид. Она донесла царю Петру на Алексея, когда тот в 1706 году тайно навестил мать в монастыре. Она умудрилась вступить в конфликт с супругой царевича Алексея Шарлоттой. И, судя по всему, хорошо попортила жизнь царице Евдокии. Неспроста в народе говорили:
«остудила царя к царице золовка ее, царевна Наталия Алексеевна»
В деле царевича Алексея также проявятся слова о том, что именно царевна Наталья стала виновницей многих бед царевича и царицы:
Дубровский мне сказывал, когда тетушка скончалась царевна Наталья Алексеевна: «Ведаешь ли ты, что все на тебя худое было от нее? Я-де слышал от Аврама» / Н. Устрялов «История царствования Петра Великого» Т. 6, приложение – документы по уголовному делу царевича Алексея
Поведение царевны вполне можно объяснить простой человеческой завистью. Красавица-царица, счастливая жена и мать наследника, должно быть, вызывала бурю негативных чувств у привилегированной «старой девы», которой никогда не суждено познать такого счастья.
После отъезда царицы Евдокии в монастырь именно царевна Наталья заняла ее место около восьмилетнего царевича. Наталья по-прежнему стала занимать первое место возле царя, стала получать больше внимания и доверия.
Свекровь и невестка – извечное противостояние
Князь Борис Куракин в семейном разладе царя Петра и царицы Евдокии также обвиняет мать Петра Наталью Кирилловну.
... царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви
Причем эта мысль у него звучит дважды.
... царица Наталья Кирилловна возненавидела царицу Евдокею и паче к тому разлучению сына своего побуждала, нежели унимала
Чем могла заслужить ненависть Натальи Кирилловны послушная, воспитанная в строгости невестка, которая уже через год супружества подарила наследника? Здесь, пожалуй, причина ненависти в чем-то схожая, что в случае с царевной Натальей Алексеевной. Причина, которая водится в обычных нецарских семьях. И имя ей – ревность. До сих пор Наталья Кирилловна была главной женщиной в жизни сына. И вот появилась другая. Другой стало уделяться больше внимания со стороны царственного сына. А если учесть, что у царицы Натальи Кирилловны уже давно не было собственной личной жизни, то вмешиваться в личную жизнь сына с материнскими наставлениями, самая естественная вещь на свете. В таких случаях обычно конфликты возникают из бытовых мелочей: не так ведет себя, не так глядит, не так ребенка воспитывает и т.п. Старо как мир. Актуально, что 300 лет назад, что сейчас.
Можно было бы этими объяснениями ограничиться. Большие семейные скандалы складываются из мелочей. И царская семья, по-видимому, не исключение. Однако все эти семейные дрязги, основанные на зависти, ревности, обидах, никак не объясняют суровое заточение царицы в монастырь и разлучение ее с сыном. Так уж повелось, что милые бранятся – только тешатся. Бурные ссоры могут заканчиваться бурным примирением. Должны быть причины более веские для такого наказания царицы.
Об этих причинах читайте в моей следующей публикации:
Начало: