Найти тему
Жизнь советского человека

Партизаны хотели взорвать мост, к которому невозможно подобраться. Когда ничего не помогло, придумали неожиданную хитрость

На исходе лета 1943 года перед партизанами отряда Грабчака (позывной в отряде – «Буйный») встала невыполнимая задача – ликвидировать Олевский железнодорожный мост через реку Уброть. Диверсии на линии хотя и доставляли немцам массу проблем, но устранялись быстро. А через мост эшелоны постоянно шли на фронт.

Проблема была в том, что охраняли мост немцы невероятно. Левый, низкий и открытый, берег немцы подняли высокой земляной насыпью, где в пределах видимости друг друга выставили круглосуточные посты. На правом высоком берегу полностью вырубили подступающий лес. Не осталось даже кустика.

Ночью на мост падал мощный свет десятков прожекторов. Охрана производилась с собаками. Вокруг всё заминировано. Гарнизон со времени появления в округе партизан увеличен в несколько раз.

А мост в том месте восстановлен и стоит до сих пор
А мост в том месте восстановлен и стоит до сих пор

Но и оставлять мост было никак нельзя! Командир отряда, офицер-пограничник Андрей Михайлович Грабчак стал думать. Первой мыслью его было – пустить по реке плот с мачтой, соединённой с зарядом. Он помнил, как речные пароходы в половодье проходя под мостом опускали радиомачту, чтобы не задеть ею о станину. А здесь мачта пусть заденет о мост и замкнёт взрыватель.

Вместе с радистом Владимиром Седашевым командир разрабатывал чертежи, обдумывали правильную установку на плоту и крепежи. А следовало бы начать с учёта течения реки, которое здесь идёт со многими поворотами. Поняли, что плот прибьёт к берегу далеко от цели.

Раз невозможно доставить заряд по реке, значит надо установить на поезде. Но захватить его у немцев технически невозможно. «Раз нельзя забрать у немцев, значит сделаем свой паровоз», - решили партизаны.

Прямо в Олевском лесу начали строить паровоз. В лес с полустанка Пояски на волах дотянули четыре узкоколейных ската, потом двигатель. Открыли кузницу и столярный цех. Отрядный умелец, дед Еремеев скаты расширил до ширококолейных, приделал раму. К ней установил двигатель. Получилась платформа самоходного типа. Проверили мотор – работал.

Грабчак (впереди) со своими партизанами / Грабчак Андрей Михайлович
Грабчак (впереди) со своими партизанами / Грабчак Андрей Михайлович

Стали думать, где взять столько тола, чтобы точно подорвать мост. Если собирать у всех отрядов – тогда надо прекращать диверсии на других направлениях. Кто-то высказал: «Авиабомбу бы!». За мысль тут же ухватились. Послали группу партизан на поиски в окрестностях неразорвавшихся авиабомб. Обшарили всё, что можно. Нашли только за 200 км от Олевска и доставили в отряд.

«Ювелирную» работу, прикрепить бомбу к платформе командир отряда поручил самому сметливому бойцу отряда Славе Квитинскому. Через некоторое время неуклюжая внешне, но точно крепкая платформа-торпеда была готова для отправки.

Чтобы поставить её на рельсы, партизанам пришлось топорами и пилами валить лес и делать клади через болота. По ним на расстояние 12 км платформу вели к ближайшему переезду, чтобы начать её запуск.

План операции разрабатывали в малейших деталях. И вот всё началось. Первая группа бойцов сняла вражеских часовых на переезде. Вторая группа в это время установила платформу на рельсы. «Бомбовозы» в особых носилках взяли авиабомбы с повозки и уложили их на платформу. Следующая группа крепила бомбы, устанавливала мачту и запускала двигатель.

Партизаны
Партизаны

В районе моста десятки партизан следили за всеми действиями немцев. Те даже предположить не смогли, что придумают партизаны. Поэтому, когда с утра в сторону моста понеслась на бешеной скорости платформа, никто из врагов не поднял шума.

Она «влетела» на мост, мачтой стукнула о станину, сработал взрывной механизм. Раздался оглушающий взрыв. Поддерживающие балки моста рухнули вниз.

Вскоре подошёл поезд с артиллерией, которая должна была идти в сторону фронта. Он так и остался стоять перед остовом моста. Ещё не один состав, в попытке следования к фронту застрял на этом участке, пока немцам не пришлось тянуть составы в обход. Удар был отличный. Всего лишь один из тех, что провёл отряд под командованием Андрея Михайловича Грабчака, будущего Героя Советского Союза.

Вячеслав Антонович Квитинский (в первом ряду в центре) среди командиров партизанских отрядов, принимавшие участие в Словацком национальном восстании 1944 года
Вячеслав Антонович Квитинский (в первом ряду в центре) среди командиров партизанских отрядов, принимавшие участие в Словацком национальном восстании 1944 года

Их группа в количестве шести человек высадившаяся зимой 1943 года в леса Белоруссии к августу следующего года насчитывала уже более тысячи отлично подготовленных и закалённых в боях партизан. В это время они соединились с регулярными частями Красной Армии.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.