В середине девяностых вышла книга о костюмах Джеймса Бонда (Dressed to Kill, 1995), сегодня им посвящают целые блоги. Безупречный стиль — отличительная деталь каждого фильма серии. Джеймс Бонд — образцовый джентльмен, он всегда хорошо одет. Каким бы смелым и сложным ни был трюк, который он выполняет, его костюм будет подобран идеально. Сшитые на заказ пиджаки и брюки — такая же важная составляющая вселенной франшизы, как «девушки Бонда», злодеи и фирменный коктейль по рецептуре «shaken, not stirred». Рассказываем о костюмах Бонда и тех, кто его в них одевал.
Эволюция синего
Хороший вкус в одежде Джеймсу Бонду привил его создатель — британский журналист и офицер военно-морской разведки Ян Флеминг. Стиль своего героя он описывал так: «Агент 007 носит однобортные костюмы на двух пуговицах, из темно-синей камвольной ткани. Черный ремень. Белую хлопковую рубашку Sea Island. Черные повседневные туфли с квадратным носом. Узкий черный шелковый галстук, без булавки. Темно-синие хлопковые носки. Никакого носового платка в нагрудном кармане, зато на руке — часы Rolex Oyster Perpetual». (Известно, что «ролексы» носил сам Флеминг, когда писал в 1962-м «На секретной службе ее величества».) Синий цвет костюма — не случайный выбор. Ян Флеминг частично наделил Бонда своей биографией: на заре своей карьеры агент 007 служил в Королевском военно-морском флоте, и синий костюм, помимо того, что это просто красиво, еще и отсылка к тем временам.
В синем же костюме Бонд появляется в последней сцене «Скайфолла» (2012). Модель в тонкую елочку пошил Том Форд, с которым у франшизы был контракт. Немудрено: элегантный, стильный, знающий толк в роскоши, но при этом обаятельно живой Джеймс Бонд — буквальное воплощение мужчины из рекламных кампаний дизайнера. Еще одна деталь — аккуратно сложенный носовой платок, который торчит из нагрудного кармана (и против которого выступал Флеминг). Создатели фильмов о Бонде хотя и брали на вооружение образ агента, прописанный в книгах, никогда не боялись от него отступать. И дело не только в платке. Помимо привычного для книжного Бонда синего цвета, Бонд киношный часто одет в разные оттенки серого и коричневого — от темного угольного до кремового.
Классический серый
Пожалуй, самый наглядный пример — светло-серый костюм в клетку, который Бонд (Шон Коннери) носит в третьем фильме серии — «Голдфингер» (1964). Портной — все тот же Энтони Синклер — пошил для агента однобортный костюм из шерсти, уместный для прогулок по Кентукки, где разворачивается действие картины. Две пуговицы, белоснежная рубашка из поплина, темно-синий галстук и черные кожаные туфли дерби. И не забудем про жилет с шестью пуговицами — изящный способ подчеркнуть габариты Шона Коннери. Человек с телосложением поменьше едва ли смог бы застегнуться на все пуговицы.
Более мрачный вариант — темно- серый костюм, который носит Дэниел Крейг в «Скайфолле». Он тоже в клетку, но в более мелкую (чем крупнее клетка, тем более расслабленный получается образ).
Пастельные тона
Светлый льняной костюм Brioni (в комплекте с голубой рубашкой) идеально смотрится с загаром и темными волосами Пирса Броснана. По этой же причине светлые костюмы так редко носит Дэниел Крейг. Пастельные тона в сочетании с бледной от природы кожей и слегка седеющими волосами значительно старят его. И все-таки порой и он меняет темно-синий и серый на более легкие оттенки. В фильме 2015 года «007: Спектр» Джеймс Бонд — Дэниел Крейг отправляется в марокканский Танжер, прихватив с собой крошечную ручную кладь. Чудесным образом он умудрился вместить в нее как минимум четыре наряда, ни один из которых не помялся. Один из самых элегантных костюмов — хлопковый светло-коричневый, достаточно повседневный и комфортный, чтобы ходить в нем под жарким африканским солнцем. Вечером, впрочем, Бонд наденет более привычный ему темно-синий.
От Энтони Синклера к Тому Форду
История стиля Джеймса Бонда, по существу, началась с Энтони Синклера — именно он задал направление, которого затем придерживались все остальные дизайнеры. Его костюмы — это традиционная классика темных оттенков, неброская, но элегантная. В 1960-е на смену Синклеру пришел Дими Мэйджор, он приложил руку к костюмам картины «На секретной службе ее величества». Его стиль — отражение тогдашних 1960-х годов. И, кстати, он первым решился существенно расширить цветовую палитру костюмов Бонда и придумал одеть его в кремовую двойку изо льна. Третий дизайнер серии — Сирил Касл, личный портной Роджера Мура. От него у Бонда — контрастные пиджаки и брюки и светлые льняные костюмы. В целом эта одежда — менее вневременная и, на- против, передает стиль эпохи 1970-х. Костюмы более непринужденные, а облаченный в них Бонд как будто более расслабленный. В 1980-е агента 007 одевал Дуглас Хейворд. Он вернул в гардероб Бонда костюмы-тройки, а самый запоминающийся комплект, пожалуй, принадлежит Роджеру Муру в «Осьминожке» (1983) — темно-синий пиджак с двумя бортами и брюки в тон. А затем, на целых 11 лет, от «Золотого глаза» (1995) до «Казино “Рояль”» (2006), работу над костюмами спецагента взяла на себя итальянская марка Brioni. Можно сказать, отчасти именно благодаря ей Пирс Броснан до сих пор самый узнаваемый Джеймс Бонд.
Новый выпуск журнала можно приобрести на официальном сайте