19 марта и 9 сентября Православная Церковь празднует память чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери.
История чудотворной иконы Божией Матери Ченстоховской полна тайн и трагедий. За право владеть ею бились православные, католики и мусульмане. Очень долгим был путь иконы из Византии на Русь, а оттуда уже в плен, в польский городок Ченстохово.
Церковное предание гласит, что икона эта была написана в Иерусалиме святым апостолом Лукой незадолго до Успения Пресвятой Богородицы. Апостол получил согласие Божией Матери запечатлеть Ее в нескольких образах. Трудился он в Сионской горнице, в доме, где свершилась Тайная Вечеря и где произошло на Пятидесятницу сошествие Святаго Духа на апостолов. Писал на доске кипарисового обеденного стола, который некогда помогал мастерить в Назарете Галилейском Своему мнимому отцу Иосифу маленький Иисус. После распятия и воскресения Спасителя доску от этого стола верующие перенесли на гору Сион в Иерусалиме, в дом Зеведея, отца святого апостола Иоанна Богослова. Именно ему, любимому ученику, Спаситель доверил Свою Святую Мать, в его доме провела Богородица Свои последние годы. И святые иконы, написанные апостолом Лукой, сначала хранились тоже здесь.
Но в 66 году, во время нашествия на Иерусалим римских императоров Веспасиана и Тита, христиане ушли из Святого города, которому суждено было быть разрушенным. Взяли они с собой все святыни, которые только могли унести, и в первую очередь «Одигитрию» — «Путеводительницу». Вокруг этих чудных икон, спрятанных в пещере близ города Пеллы, совершали они тайные богослужения. То было первое «бегство» чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей название «Ченстоховская».
В начале IV века от Рождества Христова равноапостольная царица Елена, уже очень немолодая женщина, отправляется в Иерусалим и прикладывает неимоверные усилия, чтобы найти Животворящий Крест Господень, гвозди, пронзившие Его Пречистое тело, и другие святыни. В сорокаградусной жаре, задыхаясь от зловония, долгие часы проводила императрица у Голгофы, превращенной язычниками в отхожее место. Своим постоянным присутствием у этой страшной клоаки она заставляла рабочих продолжать раскопки, бросая то и дело им пригоршни золотых монет и собственные драгоценности.
Усердие ее было вознаграждено. При отбытии царицы из Иерусалима в Константинополь 6 марта 326 года палестинские христиане дарят ей несколько древних святынь, и среди них икону «Одигитрию». Дата эта и станет днем празднования православными людьми Ченстоховской иконы Божией Матери. В Царьграде царица Елена поместила сей драгоценный дар в дворцовом храме, где икона пребывала более ста лет.
Существует две версии как оказался сей святой образ у нас на Руси. По одной, образ Одигитрии принесли к нам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, просветители Словенские (это мнение разделяют и многие католические ученые). По другой версии, из Константинополя в Россию икона была привезена князем Львом, талантливым полководцем, впоследствии основателем города Львова. С великими почестями икона была перенесена князем Львом на его родину, в северо-восточную Галицию, Червонную Русь, и поставлена в Бельзском замке, в домовой церкви под ведение православного духовенства. Уже с X века она прославилась великими чудотворениями и привлекала к себе множество людей. В 1340 году во Львов вступил польский король Казимир III, захвативший множество православных святынь. Среди них — крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня, златокованый престол, золотые венцы и множество драгоценностей, принадлежавших галицким и русским князьям.
Поляками были захвачены и многие чудотворные иконы Богородицы: Жировицкая, Остробрамская, Почаевская, Холмская, Ченстоховская. Начались жестокие притеснения православных и повсеместные требования к ним принять унию. Против православных была введена инквизиция, и Казимир даже обращался к папе Римскому с предложением пойти крестовым походом на Русь. После смерти короля его племянник и наследник Людвиг Венгерский отдает Галицию князю Владиславу Опольчику из колена Пястов. Надежды православных на то, что этот князь, русский по матери, облегчит их положение, не оправдались. Владислав Опольчик, напротив, наводняет Галицию католиками. Все чаще совершают набеги на Червонную Русь татаро-монголы.
Однажды, осадив город, их огромный отряд стал осыпать замок сотнями стрел. Князь Владислав приказал вынести из церкви святую икону и поставить ее на городской стене. Одна из неприятельских стрел попала в икону, и из раны на шее Богородицы истекла кровь. В тот же миг на татар, словно отравленное облако, спустилась страшная вредоносная мгла. Десятки их падали мертвыми на глазах защитников города.
Другие, помрачившись рассудком, начали в безпамятстве убивать друг друга. А на святом образе навсегда остался след от вражеской стрелы. Существует и другое «устное предание», по которому сабельный удар по лику Богородицы нанес польский воин. Однажды в поисках чудотворного образа на монастырь, где он находился, напал конный отряд католиков. Старец-монах пытался вынести образ, но польский всадник замахнулся на него саблей. Инстинктивно старец закрыл свою голову иконой, и сабля ударила в дивный лик Богородицы. В то же мгновение варвар вместе с лошадью замертво рухнули на землю… Так или иначе, но князь Опольчик решил вывезти византийскую «Одигитрию» из Украины в Польшу. И якобы во сне услышал приказание перенести икону на Ясную Гору, в Ченстохову и построить там для нее монастырь.
Что же в действительности руководило тогда тщеславным властителем? Страх перед набегами жестоких татар? Желание отдать чудотворный образ своим единоверцам-католикам, досадить православным или прославиться на века самим фактом причастности к сей великой святыне и сооружением для нее монастыря в Польше? А может быть, просто сильное желание не расставаться со святыней толкнули тогда князя на кражу иконы? Истина сокрыта от нас веками, и каждый волен судить по-своему. Известно лишь, что последствия вывоза иконы оказались печальными для Опольчиков. Сыновья Владислава были бездетны. Род их прервался.
Сохранились летописные свидетельства и о том, что икона не желала покидать православную Галицию. Когда католики попытались снять ее со стены, на них внезапно напал жуткий страх, превратившийся в настоящий столбняк. Долго стояли они коленопреклоненными перед образом. Только после их покаянной молитвы чудотворная икона отправилась в долгое путешествие, теперь уже в Польшу. В небольшом живописном местечке Ченстохова, на юго-западе Польши, князь Опольчик остановился на ночлег, а икону оставил в местном деревянном костеле в честь Успения Божией Матери. Наутро — о, чудо! — снять икону со стены храма оказалось невозможно. Такое не раз происходило с иконами Богородицы по всему миру. Царица Небесная Сама, непреклонно и непостижимо для сознания человеческого, выбирала места, где должны обретаться Ее чудотворные иконы. Являлись они то в ветвях, то в корнях дерева, как, например, Курская-Коренная, то вставала во вратах монастыря, как Иверская на Святой Горе Афон. Понял это князь Опольчик и оставил чудный образ в Ченстохове, у паулинов, монахов древнего ордена.
Подробнее на сайте