В книге "Не рычите на собаку! Как дрессировать людей, животных и самого себя" есть приём, который помогает сформировать привычку регулярно (а не время от времени) чем-то заниматься. А также способствует усилению мотивации приступить к делу в следующий раз (не тратя много времени на то, чтобы себя заставить).
Этот метод прост. В оригинале он звучит так: "Прекращайте работу, оставляя за собой лидирующее положение".
Иными словами, КОГДА ВЫ ДОСТИГЛИ ПИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (у вас очень хорошо получилось, и вы довольны собой настолько, что хочется продолжить!..) - ОСТАНОВИТЕСЬ! И вернитесь к этому завтра.
Да, именно так 😅 Это парадоксально! 🤯
Когда у нас что-то хорошо выходит, мы хотим повторить это снова и снова. Ведь мы возбуждены, поймали вдохновение и азарт. Мы себе нравимся, и это состояние хочется продлить! Однако, ЭТО ТА САМАЯ ТОЧКА, КОГДА ПОРА СКАЗАТЬ СЕБЕ СТОП. И отложить на завтра.
Автор книги, дрессировщица, пишет: "КОГДА остановиться (через 15 или 30 минут занятия, через 2 или более часа), не столь важно, как НА ЧЕМ остановиться. Вы должны всегда прекращать работу, сохраняя ведущее положение".
Это связано с тем, что "последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании".
То есть, нам ВАЖНО ЗАКОНЧИТЬ В СОСТОЯНИИ УСПЕХА.
Смотрите, как это работает.
У меня получился классный ролик, я прям пересматриваю его и ловлю восторг: "круто, я хочу ещё!" Усталости нет, ведь я вдохновлена. И вместо того, чтобы остановиться, я несусь на волне мотивации и берусь снимать ещё один. Что происходит далее: пока я работаю над 2-м роликом, я, во-первых, могу совершать ошибки, во-вторых, естественно устаю. Но у меня есть мысль: как же так, у меня же получилось сегодня с первым видео, значит, получится и с этим, и вообще, раз начала - надо довести до конца.
В итоге я:
- устаю
- делаю лишь бы как или бросаю вовсе
- не довольна результатом
- ругаю себя за это
- и ещё долго не берусь снимать вообще.
Мой мозг в конце запоминает: "ага, снимать ролики не приятно, больше не буду этим заниматься". И в следующий раз мне уже нужно манипулировать им, чтобы хотя бы просто взяться за это дело 🤦🏻♀️
В обратном же случае, когда я заканчиваю в состоянии " Вау, хочу ещё! ", мозг делает вывод, что снимать ролики это что-то невероятно крутое, надо делать это почаще! И ждёт следующий день, чтобы этим заняться (предвкушает 😏).
Это касается всего:
- обучения (бывает, я засматриваюсь профессиональными вебинарами по 3 часа, пишу уже почерком врача, но сижу, ведь час назад меня круто озарило, и я жду, что так будет дальше, хотя потом неделю(!) ничего не смотрю, потому что воротит от проф. контента!)
- спорта (перетренировался так, что месяц боишься зайти в зал, опасаясь нагрузки)
- То, сë, 5, 10...
Вот пример из книги:
"...мы так возбуждены, что хотим видеть или делать это снова и снова. И мы повторяем это или стараемся повторить, и очень скоро субъект устает, поведение ухудшается, неожиданно возникают ошибки, ..., и урок идет насмарку."
❗Отмечу, что важно не только ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ, но и правильно себя подкрепить. ЗАФИКСИРОВАТЬ УСПЕХ ПООЩРЕНИЕМ.
Дать себе награду легко.
Самое сложное - вовремя остановиться:
"...вы должны быть просто готовы остановиться, оставаясь впереди."
*Оставаясь впереди, значит, на мой взгляд, оставаясь лучше себя самого, того, которым вы были до начала занятия, до достижения успеха в деле. То есть, завершить, оставшись впереди себя прошлого.
Например, до этого успешного ролика я не умела снимать качественно с первого раза, приходилось делать нарезку из лучших кадров. А тут получилось! Один дубль, и он хорош! Всё. Я завершаю съёмку, оставаясь впереди той, которая не могла снимать с первого дубля. Теперь я могу. И в этом месте стоп. А если следом я сниму второй ролик, и у меня не выйдет, то я так и останусь той, у которой не получается с первого раза, и, соответственно, не буду впереди себя. "Каким ты был, таким ты и остался"...
(Это моё понимание фразы "оставаясь впереди", если вы трактуете её по-другому, напишите в комментариях).
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ УСПЕХ НЕ ДОСТИГНУТ?
Карен Прайор предлагает альтернативу:
"Иногда вы не можете кончать каждый урок на высокой ноте. Возможно, что слушатели ОПЛАТИЛИ ЧАС ЗАНЯТИЙ, и они хотят ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕСЬ ЭТОТ ЧАС, хотя наилучшее время для окончания урока было достигнуто раньше (узнаете себя? 😅 "так уплочено!"). А может, урок идет не слишком хорошо, чтобы обеспечить наивысший подъем, и вот-вот наступит усталость.
В этом случае наиболее мудро ОКОНЧИТЬ УРОК ЧЕМ-НИБУДЬ ЛЕГКИМ, что гарантирует получение подкрепления, чтобы весь урок в целом запомнился как подкрепленный."
Так-то☝🏻😌
___
Мне уже нравится этот текст, он достаточно хорош. Пожалуй, в этом месте закончу и не буду сегодня больше писать. Хотя хочется ещё и ещё! Но я знаю, что выгорю... Поэтому награжу себя и вернусь к этому завтра.
С вами делилась прочитанным
#психолог_Елизавета_Радостная
Автор: Радостная Елизавета Борисовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru