Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Отличники поневоле

Отличные отметки в школе не всегда являются для детей и подростков средством достижения цели. Как показывает практика, часто "пятерки" обоснованы необходимостью воплощения в жизнь нереализованных амбиций родителей.

Приведу обобщенные примеры конфликтов, выявленных в процессе консультирования подростков по профессиональной ориентации.

Первый пример. Один из родителей (иногда оба) требует повторения его модели поведения: "Я сидел над учебниками сутками, я этих пятерок добивался старанием и усидчивостью". При этом взрослые не задумываются о том, что в реальности демонстрируют неудовлетворяющий их потребности образ жизни (низкая зарплата, нелюбимая работа, несбывшиеся карьерные планы и пр.). Что звучит в подтексте? Ты делай как я, но результат получи другой.

Последствиями подобного поведения в случае подчинения подростка могут быть переутомление, блокирование собственных желаний и запросов, потеря интереса к учёбе и др. В случае неподчинения - недовольство родителей, ссоры, наказания.

-2

Второй пример. Родители запугивают подростка, подчеркивают невозможность благополучной взрослой жизни при отсутствии отличной учёбы в школе и вузе. Логика такова: "Плохо напишешь ЕГЭ - не поступишь в престижный вуз - не станешь востребованным специалистом - не получишь высокооплачиваемую работу - будешь работать по 40 часов в неделю у станка и жить в нищете". Наглядым пособием обычно служит собственный негативный опыт.

В последствиях подобных отношений мы также можем отметить переутомление школьника, зацикленность на отметках, игнорирование альтернативных возможностей и пр.

-3

Третий пример. Родители обвиняют друг друга в плохой наследственности, высказывают недовольство семейными традициями: "Будешь на тройки учиться, станешь как отец и его отец, будешь всю жизнь навоз месить".

К возможным последствиям таких внушений можно отнести формирование неуважения к семье, к предкам, растерянность в выборе профессии.

-4

Ещё один пример. Родители ограничивают участие детей в семейной и хозяйственной жизни ради отличных отметок: "Мы тебе все обеспечили, ты только учись. Никаких у тебя обязанностей нет, кроме учебы. Мы не смогли, нам надо было на жизнь зарабатывать, а ты обязан и за себя, и за нас обучиться и всего добиться".

В результате подобных установок у подростка может сформироваться чувство вины (если он не в состоянии удовлетворить требования) либо потребительское отношение к семье, которая ему должна.

-5

Следующий пример. Родители сравнивают ребенка с его сверстниками: "Почему у тебя тройка по контрольной? У вас в классе три пятерки и три четверки. Ты что, хуже других? Ты что, в садовники собралась? Я думал, что гордиться буду дочерью, а ты меня позоришь".

В результате таких действий у подростка также могут сформироваться чувство вины, обида, деформируются отношения со сверстниками, самооценка снижается, самоуважение нивелируется.

Таким образом, навязчивое стремление родителей передать жизненный опыт, часто очень ценный, оборачивается желанием их детей поскорее избавиться от давящей опеки. Рвутся межпоколенческие связи.

Попытка мамы и папы сделать ребенка совершенной версией себя обречена на провал, ведь ребенок не является продолжением родителей. Замечательно, если отец своим примером, отношением к жизни побуждает сына следовать по его стопам. Но в этом случае мы понимаем, что у каждого из них - свои амбиции, каждый делает свой выбор.

-6

(Автор фотопортретов Николай Смоляк)

Сайт: psytalk45.ru Сообщество: https://m.vk.com/psiholog_proforientolog ☎️ 89068286177

Автор: Ирина Леготина
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru