Найти тему

Счастье в творчестве. В Златоусте воспитатель ушла из сада и открыла художественную мастерскую

Корреспондент «ЗР» встретился с педагогом, организатором художественной мастерской и просто творческим человеком Ольгой ХАРИТОНОВОЙ. Мы поговорили о том, каким тернистым может быть путь к намеченной цели и как вознаграждает Вселенная за стремление к развитию.

Через тернии к мечте

— Как вы пришли к созданию своей собственной мастерской?

— Рисовать любила с детства. Меня в этом очень поддерживала мама. Я была третьим ребёнком, могла донашивать одежду за братьями, но краски и другие материалы мне покупали лучшие. Всегда отправляла меня в поездки, мы посещали разные города, рисовали на пленэрах в очень красивых местах.

После получения образования сразу и педагога, и психолога работала в детском саду воспитателем, затем попала в творческую группу «АиРа», уже художником. Принимала участие в изготовлении настольной книги «Омар Хайям» для нашего президента. Потом была вновь работа в детском саду, уже в Санкт-Петербурге, — там впервые и открыла первый кружок для детей. Вернулась в Златоуст, снова воспитателем, но зарплаты на жизнь откровенно не хватало, в сравнении с тем, что получала в Питере. Не увидела другого выбора, рискнула — и почти три года назад открыла собственную художественную мастерскую, с чем мне очень помог муж.

— Заниматься творчеством — это одно, но учить других порой сложнее. Не возникало ли с этим трудностей?

— Помимо профильного образования у меня уже был опыт работы репетитором. Мне нравится передавать свои знания и видеть результат. Вначале занималась только с детьми, но увидела потребность и у старшего поколения: так у меня появилась группа пенсионеров, которые занимаются за символическую плату. Один из них, Анатолий Поликарпович, когда впервые пришёл на занятия, очень засмущался, оказавшись в копании дам своего возраста, но быстро преодолел стеснение и начал с удовольствием учиться. А когда попал в больницу, мы все вместе его навестили: врачи очень удивлялись такому количеству посетителей. Я понимаю, как пожилым людям одиноко, тяжело, — такая арт-терапия для многих стала спасением. Выходя с занятий, они не верят, что сами нарисовали свои работы, и порой не понимают, как смогли это сделать.

У творчества нет возраста

— Помимо детей и пенсионеров вы занимаетесь ещё и с подростками. В чём особенность работы с ними?

— Да, ближе к лету наступает горячая пора: ребята готовятся к вступительным экзаменам в творческие учебные заведения, и я стараюсь им в этом помочь. В последние годы стоимость получения такого образования стала для многих неподъёмной. Недавно был необычный случай. Готовила парня к поступлению в Омский техникум на протезиста: мы вместе с ним лепили увеличенные в пять раз зубы и челюсть. Прорабатывали каждую деталь, в основном использовали фольгу — с ней удобно работать. Было очень приятно, когда он успешно сдал экзамен и поступил. Я и сама всё время учусь: сейчас получаю образование педагога по скульптурной живописи.

— А легко ли вам самой учиться?

— Поначалу было очень тяжело: много комплексов и зажимов. Я, наверное, ради победы над ними и пошла после девятого класса учиться на педагога. Там путь был тернистым: на вступительном экзамене педагог порекомендовал выбрать другое учебное заведение. Первые два года я получала тройки с минусом, но в итоге дипломную работу признали лучшей, и за неё я получила денежную премию, которую отдала маме. Вообще, это далеко не последний раз, когда в меня не верили. Директор детского сада, из которого я уходила, сомневалась, что у меня получится открыть собственное дело. Когда я бизнес-план прорабатывала, тоже у некоторых возникали вопросы в необходимости мастерской и её потенциальной успешности. Мне, наверное, просто нужен какой-то толчок и вызов: иду туда, где страшно, — только там есть развитие. Сейчас я чувствую, что вселенная меня вознаграждает за эти стремления, главное — увидеть его и принять.

Равняясь на лучших

— А был ли педагог, который повлиял на вас больше всего?

— Конечно же, Олег Алексеевич Терминов. Он был нашим классным руководителем. Он смотрел на каждого по-особенному, видел личность, давал установку, что все мы поступим в университет. И учился он всю жизнь: буквально незадолго до смерти, когда уже серьёзно болел, всё равно проходил курсы, изучал компьютер. С каждой зарплаты покупал крутые книги. Наш выпуск с ним часто встречался, и мы все каждый раз ему поражались. Возможно, именно благодаря Олегу Алексеевичу я стала тем, кто есть сейчас. Стараюсь и сама стать примером для своих воспитанников. Учу их не бояться пробовать что-то новое — к примеру, маслом обычно начинают рисовать в училищах или вузах, а я предлагаю это ребятам уже в 9—10 лет. И у них получается!

— Вы уже упоминали соцконтракт. Что удалось сделать благодаря его получению?

— Мы переехали в более просторное помещение, сделали ремонт, закупили необходимые материалы, часть идёт на оплату аренды. Делали выставочные работы, поучаствовали в Бушуевском фестивале, в ближайших планах сделать привлекательную вывеску для мастерской. А вообще, материалы — это основная статья расходов. Я не использую всякие трафареты или картины, которые нужно просто раскрашивать, — это не творчество.

Чтобы педагог смог что-то дать другим ученикам, он должен быть сам счастлив. А если он чем-то неудовлетворён, обижен, то всё это передаётся детям. Педагогами рождаются, а не становятся. Нужно самим гореть работой. Я покупаю материалы для себя, дети видят, как пользуюсь чем-то необычным, и спрашивают: «А можно тоже попробовать?» Можно! Давайте уберём шаблоны. Я должна научить основам, навыкам, перспективе, но стиль свой у каждого, и его нужно раскрыть. И нужно уметь отпустить своего ребёнка, дать ему свободу творчества, мысли. Я очень благодарна своей маме, что она когда-то это для меня сделала.

Беседовал Артём Сивцов
Фото  автора

Златоуст
2709 интересуются