Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Доходное владение Тюляевых, или Что связало Николоямскую с графской усадьбой на Большой Лубянке

Оглавление

Гуляя по Алексеевской и Рогожской слободам, я каждый раз много фотографирую. А еще я сводил сюда всех своих друзей, кого только смог, чтобы познакомить с этой красотой и живой Историей лично.

И всегда бывает очень грустно, если о том или ином прекрасном доме, на котором сделаны десятки подробных фотоснимков, не получается найти почти никакой информации. А иногда и вообще никакой.

Но бывают случаи, когда о самом доме вроде бы и рассказать нечего, кроме общих данных – когда и кем построен, кто в нем поселился и кому продали владение потом, но среди тех, казалось бы, безликих и бесчисленных владельцев встречается кто-то один, о ком можно написать целые тома. А о ком-то эти тома уже написаны.

О ком-то таком, изучая чью судьбу, ты подспудно изучаешь и Историю России.

Так случилось и в этот раз еще с одним доходным домом на Николоямской, что некоторое время принадлежал купцам Тюляевым, которых я упоминал в прошлой заметке.

И если в ней я сетовал на то, что дом велик, а улочка узка и не позволяет снимать архитектуру во всей красе, ровно анфас, то с этим особняком, который был превращен в доходный дом, а затем и в дом с коммуналками, возможен компромисс. Почти напротив него стоит храм Симеона Столпника, и если подойти к краю его внешнего дворика, расположенного на возвышении относительно улицы, то открывается, наверное, лучший вид на дом.

-2

Хоть и все-таки немножко наискосок, но уже не исключительно снизу вверх.

-3

О храме, кстати, я тоже писал когда-то:

Дому же этому, сегодня известному под номером 11 по Николоямской улице…

…Больше двух с половиной веков

В середине восемнадцатого столетия он был гораздо меньше размерами и представлял собой классический усадебный дом, принадлежавший жене фабриканта Демидова. Кто-то, вероятно, помнит, я упоминал несколько раз в своих заметках, что традиция записывать недвижимость на родственников существовала на Руси с незапамятных времен. На всякий случай.

Впрочем, Демидовы – одни из богатейших русских землевладельцев и заводчиков, занимавшиеся добычей руды и производством оружия – были известны и уважаемы еще при Петре Первом.

-4

Но, так или иначе, в 1777 году дом все-таки сменил хозяина. История умалчивает, по доброй ли воле это случилось и естественным ли путем. Новым владельцем усадьбы сделался некто Алексей Иванов, также московский промышленник.

По описаниям того времени, это был двухэтажный дом с мезонином и небольшим каменным флигелем, а само владение простиралось от красной линии улицы до Берниковской набережной.

-5

В 1806 году он достался купцу второй гильдии Николаю Гавриловичу Верещагину. Есть мнение, что тот устроил здесь питейное заведение с небольшой пивоваренкой. По сути, был то ничем не примечательный производитель «полпива», известного в царской России напитка – то же самое пиво, но сваренное на разбавленном сусле, за счет чего вдвое легче обычного.

«На Тверской, например, существовало множество крохотных калачных, из которых с утра до ночи валил хлебный пар; множество полпивных («полпиво» – кто нынче помнит об этом прекрасном, легком напитке?), из которых сидельцы с чистым сердцем выплескивали на тротуар всякого рода остатки»
(«За рубежом», Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

А вот сын купца-пивовара – Михаил Николаевич Верещагин, профессиональный переводчик с немецкого и французского – куда более известен. И в первую очередь…

…Известен по знаменитому «Делу Верещагина»

Шла война с французами, и в одной из гамбургских газет была опубликована речь Наполеона, в которой Бонапарт хвастался, что не пройдет и нескольких месяцев, как его бравые войска займут Москву и Петербург.

Разумеется, сей документ не был среди желанных для публичного прочтения, более того, числился запрещенным цензурой к распространению в Российской Империи. Но Михаил Николаевич перевел текст по просьбе своих друзей, и уже на следующий день содержание речи начало гулять по Первопрестольной.

И, конечно, Верещагин-младший был арестован.

«Московский военный губернатор, Граф Ростопчин, сим извещает, что в Москве показалась дерзкая бумага, где, между прочим вздором сказано, что Французский Император Наполеон обещает через шесть месяцев быть в обеих Российских Столицах. В 14 часов Полиция отыскала и сочинителя, и от кого вышла бумага. Он есть сын Московского второй гильдии купца Верещагина, воспитанный иностранным и развращенный трактирною беседою. Граф Ростопчин признает нужным обнародовать о сем, полагая возможным, что списки с сего мерзкого сообщения могли дойти до сведения легковерных и наклонных верить невозможному. Верещагин же сочинитель и Губернский Секретарь Мешков переписчик, по признанию их, переданы суду и получат должное наказание за их преступления»
(«Московские Ведомости» от 3 июля 1812 года)

Суд был скорым, а приговор суровым – двадцать пять ударов плетьми и сибирская каторга. Правда, приговор в исполнение приведен не был. Ростопчин поступил иначе… о чем я упоминал в одной из недавних заметок:

Граф сделал Верещагина козлом отпущения, отдав на растерзание толпе.

– Ребята! – сказал Растопчин металлически-звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что-то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.
Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадёженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился ногами на ступеньке.
– Он изменил своему царю и отечеству, он передался Бонапарту, он один из всех русских осрамил имя русского, и от него погибает Москва, – говорил Растопчин ровным, резким голосом; но вдруг быстро взглянул вниз на Верещагина, продолжавшего стоять в той же покорной позе. Как будто взгляд этот взорвал его, он, подняв руку, закричал почти, обращаясь к народу: – Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам!
(Лев Николаевич Толстой, «Война и мир»)

И долго еще потом по приказу Ростопчина в Москве выявляли читателей перевода как паникеров и едва ли не предателей.

«Смерть Верещагина». Лебедев К. 1911 г. Изображение из открытых источников
«Смерть Верещагина». Лебедев К. 1911 г. Изображение из открытых источников

Вот такая история связала этот симпатичный, украшенный лепниной дом на Николоямской и особняк генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина на Большой Лубянке.

Дом же продолжал жить своей жизнью, и в 1899 году…

…Достался сыну купчихи Тюляевой

А мы вернулись к тому самому купеческому роду, о котором шла речь в прошлой заметке.

Молодой человек решил устроить здесь меблированные квартиры и заказал архитектору Августу Егоровичу Веберу перестройку здания. В результате дом сделался трехэтажным и стал несколько шире, чем был, за счет объединения с пристройками, приобретя попутно облик в стиле классицизма, с рустованным по низу фасадом и восемью пилястрами по центральной части (4 фото).

Сами пилястры украсила изящная растительная гипсовая лепнина, а края дома – античные барельефы (9 фото).

В здании устроили водопровод и канализацию, подвал отвели «для принадлежностей», то есть под склады. На первом этаже поселился доктор, открывший здесь амбулаторный кабинет и аптеку. На втором новый хозяин устроил доходные квартиры, а на третьем поселились сами Тюляевы (5 фото).

В советские годы доходные квартиры превратили в коммунальные, а позднее весь дом передали в ведение Московского авиационно-технологического института. И хоть соответствующих вывесок на здании нет, говорят, что оно и сегодня принадлежит МАТИ.

-10

А в 1994 году дом №11 по Николоямской улице признали выявленным объектом культурного наследия Москвы.

-11
Москва, Николоямская улица, 11с1, 109240

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!