Мне кажется, этот фильм создавался во многом...для матерей. Во всяком случае, именно в сердцах мам мальчиков он должен найти самый болезненный отклик.
Жила-была актриса Мадлен Тибо - красивая и талантливая. Путешествовала по всему миру со своим милым сыночком. И как-то умудрилась не заметить оккупацию своей Родины. Как и то, что ее золотой мальчик - такой красивый, ласковый и балованный - превратился в убежденного нациста.
Конечно, Мадлен хочется обвинить в этом других. Например, бывшего мужа с его бездельем и цинизмом. Но как-то не получается. Как ни крути, постоянно находилась с сыном она. Да и не так важно, кто виноват. Важно - что еще можно сделать.
И Мадлен вступает в борьбу за душу своего ребенка. Уж как умеет. Собственнически, яростно, отчаянно. "Он мой, он по-прежнему мой!" Однако вскоре она поймет, что уже поздно.
Но, может быть, не поздно побороться за души других мальчиков? А заодно и за будущее Франции.
Фильм Михаила Ромма получился несколько театрализованным. Я думаю, не каждому современному зрителю он "зайдет". Есть некоторые вопросы к игре молодого Михаила Козакова. Веселого "маминого мальчика" у него получается сыграть прекрасно, а вот фашиста - уже не так убедительно. Режиссер находит выход из положения - почти все зверства персонажа остаются за кадром и озвучиваются другими героями.
Но мы простим эту небольшую оплошность, ведь роль была дебютной. Зато между персонажами Михаила Козакова и Евгении Козыревой сложилась, как говорят, потрясающая химия. Даже есть какое-то внешнее сходство. Смотришь - и веришь, что это мать и ее заблудший сын. Возможно, мать до конца остается единственной, с кем Шарль чувствует себя человеком. И здесь мне видится символизм: предательство матери - предательство Родины.
Еще в одной роли засветился Ростислав Плятт. Его импресарио - импозантный, насмешливый - долго маячит на заднем фоне, но так, что ухитряется притягивать все внимание к себе. И никто не знает, какую бездну чувств он прячет за самоуверенной вальяжностью.
Фильм получился очень тяжелым, и был бы еще тяжелее, если бы не яркие краски и умение актеров изящно менять интонацию своей игры.
P.S. Я просто поражена красотой Евгении Козыревой в главной роли. Красота какая-то особенная - осмысленная, одухотворенная, отчаянная. Совершенно невероятная женщина и актриса.