В 1989-м году произошел интересный случай, когда истребитель МиГ-23, взлетевший с аэродрома в Польше на выполнение тренировочного полета, потерял пилота и пролетел самостоятельно 900 километров, только чуть-чуть не добравшись до Атлантического океана из-за нехватки горючего. А так бы, возможно, и до Америки долетел бы.
История авиации изобилует множеством очень интересных случаев. То набитый пассажирами огромный лайнер, потеряв все горючее над океаном, буквально на планировании преодолеет несколько сотен километров и долетит до ближайшего острова, то учебный «кукурузник», потеряв «отключившегося» из-за сердеечного прииступа пилота, самостоятельно садился в поле, так мягко, как будто им управлял человек…
Но одна из самых нестандартных историй произошла более 30 лет назад с боевым самолетом, тоже потерявшим пилота, но не растерявшемся, и спокойно летевшим по небу, пока в его баках не закончилось горючее.
Итак, дело было 4 июля 1989 года, как раз в День независимости США. Как конкретно начиналось это экстраординарное событие – об этом особенных подробностей нет, но вот чем оно закончилось – об этом есть довольно обширный отчет, сопровожденный фотоматериалом.
В общем, дело было так. 1989-й год – это год, когда перестройка в СССР была в самом разгаре и грозила перейти в кульминацию, из Афганистана выведены последние советские войска, и через 4 месяца будет снесена Берлинская стена. Между СССР и НАТО установились довольно дружеские отношения, поэтому многие межгосударственные события, в более ранние годы способные привести к серьезным конфликтам, часто просто спускались на тормозах.
Примерно в 10 часов утра радиолокационная станция НАТО, расположенная на одной из военных баз на востоке ФРГ, обнаружила самолет, летевший к границе между ГДР и ФРГ. Высота полета объекта была около 12 тысяч метров и скорость перемещения - 740 км/ч. Ну, тревогу сразу не забили, потому что советские самолеты вдоль границы с НАТО летали часто. Но когда нарушитель пересек эту границу, для перехвата были подняты два истребителя F-15.
В 10:05 американцы приблизились к летевшему самолету и обнаружили, что это был советский многоцелевой истребитель МиГ-23 с бортовым номером 29, который на этой высоте мог разгоняться до 2500 км/ч, но летел слишком медленно. Это и было странным. Подлетев ближе, американские пилоты обнаружили, что в кабине, с которой был сорван фонарь, пилота нет. Летчики были опытные, и сразу поняли, в чем дело. Мало ли по какой причине пилот мог покинуть кабину своего самолета? Самопроизвольное срабатывания катапульты – не такая уж и редкая вещь.
В общем, гораздо дольше времени потребовалось, чтобы убедить диспетчера в том, что самолет в военном отношении безопасен – на нем нет не только пилота, но и ракет. Тогда диспетчер принял решение – самолет не сбивать, потому что он летел над очень густонаселенными районами, а с высоты 12 тысяч метров он мог упасть куда угодно. Была надежда, что МиГ-23 долетит до Атлантического океана и упадет туда сам без последствий.
Но МиГ до океана не долетел. Его снесло чуть южнее, он пролетел всю Германию, южную Голландию и упал почти на границе Бельгии с Францией – кончилось топливо. Без неприятных последствий не обошлось – самолет обрушился на мирную ферму, убив одного человека. Однако это было лучше, если бы он упал на крупный город, например, на Лилль, к которому подлетал.
После того, как история с полетом неуправляемого истребителя завершилась, начали разворачиваться события дипломатические. Советская сторона быстро разобралась с инцидентом, объяснила все стороне потерпевшей, и конфликт решено было не раздувать. За разрушенную ферму и прочий причиненный вред пришлось заплатить 685 тысяч долларов, были принесены все необходимые извинения, разбившийся самолет увезли обратно в СССР, на том все и закончилось.
И только годы спустя у нас стали известны подробности. Оказывается, случилось то, что нередко случается вовремя вылетов – во время тренировочного полета двигатель самолета почти заглох, МиГ начал терять высоту, и пилоту, полковнику Николаю Егоровичу Скуридину, пришлось катапультироваться, правда, с разрешения диспетчера командного пункта.
Перед тем, как покинуть падающий самолет, пилот направил его в море, рассчитывая, что он упадет вводу. Но случилось по-другому – после того, как летчик катапультировался, двигатель самопроизвольно завелся снова, и МиГ продолжил полет. Оказывается, двигатель не останавливался, просто потерял мощность, но впоследствии, уже без пилота, мощность восстановилась, и истребитель перешел в набор высоты. Так как в это время работал автопилот, то самолет летел в автоматическом режиме.
…МиГ-23 с бортовым номером 29 вылетел с аэродрома, расположенного на западе Польши на берегу Балтийского моря. На автоматике он пересек границы нескольких стран, пролетев 900 километров. Весь полет, в основном неуправляемый, продлился 1 час и 20 минут, и все это время истребитель летел на автомате, только немного изменив курс. Когда закончилось топливо, он начал плавно снижаться и врезался в бельгийский дом.
Заканчивая этот рассказ, следует сказать, что и до этого случались ситуации, когда после катапультирования летчика самолет продолжал лететь. Однако ни один из них не преодолевал такое большое расстояние, максимум – километров 50. Исключение составляет один случай, когда в 1987 году британский «Харриер» без пилота пролетел несколько сотен километров за полтора часа, пока не упал в Атлантический океан, но то уже совсем другая история.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Без горючего посреди океана: как огромный авиалайнер 120 км планировал до ближайшей суши
Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает
Откуда растут ноги у «летающих тарелок»? От американских авиаконструкторов середины XX века