Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Плавный уход: что мы знаем о дальнейшей судьбе Hyundai и Kia в России

Оглавление

В начале октября в соцсетях появилась новость о том, что владельцы брендов Hyundai и Kia, наконец, пришли к решению уйти с российского рынка. И что якобы уходят компании от нас окончательно и бесповоротно, не оставляя себе шансов на возвращение хоть в каком-нибудь виде. Публикаций на эту тему появилось прилично, однако ссылок на официальные источники они не содержали. Мы изучили вопрос, чтобы самим разобраться, насколько всё серьёзно и не рановато ли всем нам прощаться с корейскими машинами.

Ходят разные слухи, но, похоже, выбор уже сделан...
Ходят разные слухи, но, похоже, выбор уже сделан...

Всё шло отлично

Начнём с небольшого экскурса в во времена не столь давние, чтобы понимать, какое место на отечественном рынке занимали корейские автобренды и насколько, образно выражаясь, крепкие корни успели пустить в нашей стране.

Автомобили Hyundai и KIA для российского рынка производили два предприятия – основанный в 1996 году автосборочный завод «Автотор» в Калининграде и собственный завод Hyundai под Санкт-Петербургом, построенный в 2010 году. Последний до марта 2022 года выпускал модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta, а также Kia Rio. На момент, когда заводу исполнилось 10 лет, доля продаж марки Hyundai на отечественном рынке составляла 10%. Если перевести в цифры, то это порядка 163 тысяч проданных автомобилей в год. В 2021 году продажи выросли ещё на 3%, что составило более 167 тысяч проданных автомобилей. То есть, дела у бренда в РФ уверенно шли в гору, и наличие 194 авторизованных дилерских центров по всей стране — лишнее тому подтверждение. А прямо в феврале 2022 года завод под Питером ещё и значительно увеличил мощности.

Большинство моделей марки Kia российской сборки, в свою очередь, производилось на «Автоторе». Выпуск корейских автомобилей там официально стартовал в мае 1997 года, когда с конвейера завода сошёл первый Kia Clarus. Такие модели, как Kia Cerato, Kia Soul и Kia Seltos, – также оттуда, с «Автотора». Незадолго до начала СВО доля рынка РФ, приходящаяся на автомобили Kia, была ещё больше, чем у Hyundai, – 12,3%, по итогам 2021 года. Это почти 206 тысяч проданных машин. (Про особенности технического обслуживания одного из бестселлеров бренда — Kia Rio — на нашем канале как-то была отдельная статья.)

Тот самый Clarus, с которым Hyundai начал своё вхождение на рынок РФ
Тот самый Clarus, с которым Hyundai начал своё вхождение на рынок РФ

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что холдинг Hyundai и KIA за годы пребывания на рынке РФ инвестировал в него приличные средства и рассчитывал получать столь же приличные дивиденды ещё очень и очень долго. Вот почему в течение последних полутора лет корейские бренды не делали заявлений об уходе из России, хотя и заморозили свои производства на неопределённый срок.

После 2022…

Итак, в марте 2022 года производство автомобилей марок Hyundai и Kia в России было приостановлено. Заявлений об уходе, повторимся, никто не делал: напротив, акцент делался на временный характер изменений. В конце года даже промелькнула новость о возобновлении сборки автомобилей Hyundai и KIA на «Автоторе». Но то ли новость оказалась «уткой», то ли обстоятельства изменились, а по факту завод начал выпускать не корейские, а китайские машины.

Что касается завода Hyundai, то буквально в конце сентября текущего года от Минпромторга разошлось сообщение, что предприятие вот-вот будет приобретено российским покупателем. При этом ведомство сослалось на решение, принятое непосредственно Hyundai Motor. Важная ремарка: продажа, которая якобы должна состояться совсем скоро, предполагает право обратного выкупа в течение двух лет. Таким образом, даже если завод кто-то и купит, у Hyundai всё ещё будет возможность «отмотать события назад» и занять прежнее место на рынке РФ.

Правда, похоже на то, что прежним это место будет весьма условно. Дилеры уже сейчас активно переключаются на китайский автопром и, как считают эксперты из ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД»), если дела так пойдут и дальше, то лет через пять легковые автомобили из Поднебесной займут 90% рынка РФ. Что думают об этом корейцы, сказать невозможно: представители компаний Hyundai Motor СНГ и KIA Motors Russia в настоящее время воздерживаются от каких-либо комментариев и с журналистами не общаются.

Расходники пока есть

Владельцы корейских марок, понятное дело, обеспокоены: если производители всё же по-настоящему уходят, то как быть дальше с ремонтом и обслуживанием машин? Дилеры водителей успокаивают, уверяя, что все работы пока что ведутся «в штатном режиме». Во всяком случае, с мелким ремонтом и плановым сервисным обслуживанием «корейцев» проблем сейчас, как правило, не возникает. Во-первых, на дилерских складах ещё достаточно много оригинальных расходников и запчастей. То, чего нет, заказывают у местных импортёров, везущих в РФ товары по схеме параллельного импорта. Наконец, на рынке как был, так и остаётся довольно большой выбор качественных аналогов корейского производства, которые ничем не хуже OEM (если не можете вспомнить, что это такое, переходите сюда). Так, замену масел в ряде сервисов обслуживания Hyundai-Kia сейчас производят с использованием продукции бренда Hyundai XTeer, которая прибывает в РФ непосредственно из Южной Кореи и полностью отвечает требованиям корейских автопроизводителей, хотя и не является оригинальной — в том смысле, что не прописана в инструкциях к авто в качестве официально рекомендованной.

Фото от подписчика бизнес-страницы Hyundai XTeer Russia на сайте Drive2.ru
Фото от подписчика бизнес-страницы Hyundai XTeer Russia на сайте Drive2.ru

Реальные сложности сейчас могут быть с ремонтом автомобилей Hyundai-Kia по гарантии. Его нужно согласовывать с производителем, что в существующих условиях сделать крайне непросто. Так, на полную замену поломанных агрегатов или деталей кузова на новые, заботливо предоставляемые производителем, автовладельцам теперь рассчитывать не приходится. Максимум, что могут предложить дилеры, – посильный восстановительный ремонт с использованием тех деталей и комплектующих, которые есть в наличии.

Таким образом, ситуация с пока не совсем покинувшими российский рынок корейскими автомобильными брендами сегодня приблизительно такая же, как и с брендами из США, Европы и Японии, которые уже точно и окончательно ушли. Автовладельцам и дилерам остаётся лишь адаптироваться к ситуации – обслуживать старые машины доступными средствами либо, если такой вариант не устраивает, то вовсе переключить внимание на машины из другой, более дружественной в отношении РФ, страны.