Найти тему
НУАР-NOIR

В лифте без света фломастеры любого цвета одинаковые на вкус

-2

Утром в лифте, в который мужественно шагнул, собираясь на тренировку, не было света. А потому невольно вспомнился фильм 2008 года «Тёмный этаж». Собственно единственное ассоциативное действие этой ленты, так как сама по себе (как кинокартина) она - явление достаточно унылое.

Впрочем, иногда в культуре имеются происшествия в высшей мере непримечательные, но дающие повод для размышлений, чем они и ценны. Как и «Тёмный этаж», который позиционировался в качестве оригинальной задумки финской группы «Лорди».

Не знаю, в чём заключалась оригинальность, так как взять диптих Ларса фон Триера (мы о «Королевстве» и «Королевском госпитале») приправить его отсылками к «Сайлент Хилл» и снабдить чуточкой «Треугольника» - на наш взгляд в себе не несёт ничего своеобразного.

То, что «Лорди» в итоге представлены в виде больничных монстров, не более чем жалкая попытка изобразить из себя «европейского Роба Зомби», что не увенчалось даже намёком на успех, ибо указанные «Лорди» - это позор тяжелой музыки.

Мы не про качество их композиций – тут на вкус все фломастеры разные – например, главная героиня ленты, девочка Сара постоянно простит «красный», а ей дают «синий». Дело в том, что уважающие себя представители «хардовой сцены» не выступают на всякого рода «Евровидениях», и уж тем более не побеждают на конкурсах европопсы.

Итак, на какие мысли наводит это фильм? Надо заметить, тенденция далеко не единичная, так как «вдохновленный» этой бездарной лентой Денис Нейманд в своё время создал действительно блистательный сериал «Башня».

Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)
Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)

Начнем с того, что и шахта лифта, и тоннель метро являются родственными явлениями и восходят они к кроличьей норе, в которую нырнула знаменитая Алиса. Различие состоит лишь в ориентации: вертикальной или горизонтальной. К слову сказать, нора в сказке сначала шла «вдоль», а уже затем «вглубь».

Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)
Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)

О тоннеле как метафоре смерти и символе «бытийственного перехода» не писал только ленивый. Примеров в кино тому имеется огромное множество. Куда более интересным является сам факт движения. Опять же почти как отсылка к сказке: чтобы попасть куда-то, надо куда-то двигаться.

Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)
Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)

«Переход» между мирами не может случиться сам по себе, для этого нужно движение. Сверху вниз как лифте, справа налево как метро. Или же по высотной диагонали как «Лангольерах». В итоге требуется некий разрыв в полотне реальности, в который вы случайно попадаете.

Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)
Кадр из фильма «Тёмный этаж» (2008)

С этой точки зрения перспективно выглядит, казалось бы, заезженная в пугающем кино такая локация как парк аттракционов. Например, карусель может проходить сквозь сегмент ино-бытия, в котором пропадает ребенок. Вот он катился на лошадке. Бац!!! И его уже нет. Или башня свободного падения. Поднялся вверх в одной реальности…. А приземлился уже в иной.