Отечественные специалисты приступили к проектированию железной дороги, призванной соединить Ростов и Джанкой (Крым) через Запорожскую область и ДНР — линия пройдет вдоль побережья Азовского моря. Впервые о намерениях реализовать этот масштабный проект стало известно в июне текущего года. До этого глава Кабмина РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании федерального государственного унитарного предприятия «Железные дороги Новороссии».
Известно, что ветка пройдет параллельно будущей четырехполосной автотрассе — через Мариуполь, Бердянск и Мелитополь. Этот маршрут (от Ростова-на-Дону до Джанкоя) окажется примерно на 200 км короче, чем по Крымскому мосту. Действующая магистраль через Иловайск, Волноваху и Токмак с точки зрения логистики не очень удобна, к тому же она находится в полуразрушенном состоянии. Как отметил заместитель главы правительства Запорожской области по экономике Андрей Козенко, строительство новой линии займет несколько лет. Правда, конкретные сроки пока не озвучены.
Сергей Гатауллин, российский ученый, к.э.н., техноброкер, экономист:
«Развитие новых российских регионов невозможно без возведения современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное движение грузов и пассажиров. Сухопутный коридор между Ростовской областью и Крымом, проходящий по территории ДНР и включающий в себя железнодорожные пути и автомобильную трассу высокой пропускной способности, не только повысит транспортную доступность, но и разгрузит Крымский мост. Реализация проекта потребует значительных финансовых затрат и приложения современной инженерной науки, но сроки зависят скорее от успехов СВО. Второй фактор — это финансирование, с учетом дефицитности федерального бюджета 2024-2026 гг. и необходимости модернизации значительной части российской инфраструктуры водного и железнодорожного транспорта, особенно восточного направления, реализовать проект сухопутного коридора вдоль Азовского моря быстро не получится».
Ряд экспертов отмечает, что в техническом плане проект несложный, так как стальная магистраль пройдет преимущественно в степи. Однако в рамках кампании предстоит также построить новую и модернизировать действующую сопутствующую инфраструктуру и обновить локомотивный парк.
Примечательно, что проложить железную дорогу вдоль Азовского моря планировали еще при царе. Разрабатывались различные варианты трассировки, но ни один из них так и не был реализован. Поднимался данный вопрос и во времена СССР. Однако и тогда подобные планы остались лишь на бумаге.