Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (СевСиб) — проект, экономическая обоснованность которого была предметом экспертных дискуссий на протяжении десятилетий. Но сейчас на фоне переориентации логистических потоков на восток страны, резкого увеличения грузооборота и, соответственно, роста нагрузки на Восточный полигон, реализация этого масштабного проекта видится необходимой.
Решительную поддержку этому важному для развития торгового потенциала страны шагу в октябре 2023-го высказал президент РФ Владимир Путин, включив проработку планов строительства СевСиба в перечень поручений для правительства. Об экономических факторах, подтверждающих необходимость создания новой магистрали и преобразования отечественной ж/д-логистики в целом «Строительному миру» рассказал Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
Задумка времен СССР
Идея связать Восточную Сибирь и Северный Урал (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) зародилась еще в советские времена. На протяжении десятилетий специалисты строительной отрасли, экономисты и ученые обсуждали варианты маршрутов новой стальной магистрали, идущей параллельно (севернее) Транссибу. В качестве начальных точек новой линии рассматривали Нижневартовск (ХМАО) и Усть-Илимск (Иркутская область). В советский период перейти от планирования к строительству не успели, но вопрос СевСиба периодически поднимался в 90-х и нулевых годах.
Однако в то время основную пользу от проекта видели не в повышении провозной способности ж/д-артерий и других логистических показателей, а в облегчении хозяйственного освоения богатой ресурсной базы северных регионов. Неслучайно за скорейшее строительство магистрали ратовали в первую очередь субъекты РФ, по территориям которых она должна пройти (например, Томская область и ХМАО), а вовсе не грузоотправители или РЖД. Когда перспективные планы реализации проекта были закреплены (еще в 2008-м в стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г.), отмечалось, что новая железнодорожная инфраструктура положительно отразится на развитии промышленной зоны в Нижнем Приангарье.
Актуализация проекта
Сейчас акценты принципиально сместились в сторону необходимости повысить пропускную способность путей ж/д-сообщения, соединяющих Восточную Сибирь и восточную часть страны в целом с портами, входящими в контур Северного морского пути (СМП). Именно в связи со стремлением скорейшего развития логистической инфраструктуры, которая будет способна поддержать растущий темп грузоперевозок, президент РФ и обосновал решение повысить приоритетность проекта. Теперь же правительству дано поручение изучить все данные, связанные со строительством СевСиба, и до 1 марта 2024 года предложить готовое проектное решение.
Уже очевидно, что СевСиб рассматривается как звено в цепи проектов создания железнодорожной инфраструктуры на всей протяженности северных территорий страны, чтобы разгрузить ключевую для грузоперевозок артерию — Транссиб, и особенно Восточный полигон. Об острой необходимости такого шага свидетельствуют данные аналитиков РЖД по загруженности последнего. Так, суммарный грузооборот по итогам 2022 года составил почти 153 млн тонн и превысил более чем на 5% показатель 2021-го, при этом объем поставок одного из основных видов сырья, экспортируемого восточным партнерам (угля), превысил 7%. Схожий рост нагрузок на провозную способность Восточного полигона ожидается и в этом году. Более того, прослеживается явная тенденция к резкому росту поставок грузов из портов СМП в Китай, в частности, в 2022-м объемы поставок угля по этому маршруту выросли в три раза.
Поэтому логично оценивать пользу от строительства СевСиба в связке с такими проектами, как строительство Северного широтного хода на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), а также других инфраструктурных преобразований, которые позволят связать прямым сообщением ЯНАО и Мурманск, а также другие порты СМП. Тогда осязаемый экономический эффект проявится как в оптимизации логистики, так и в более быстрой доставке сырья с угольных месторождений арктической зоны.
Сейчас рабочая версия проекта предполагает строительство магистрали протяженностью 1,9 тыс. км, которая свяжет Нижневартовск и Усть-Илимск через Белый Яр. Сегодня важно провести анализ особенностей рельефа и сделать выбор оптимальных траекторий для строительства железнодорожных путей. Известно о намерении подключить к изысканиям экспертов Российской академии наук (РАН). Именно в успешном взаимодействии РЖД, РАН и руководства регионов заключается необходимый потенциал для строительства магистрали, которая важна для развития как северных территорий, так и экономики страны в целом.