Давайте проведем еще один мысленный эксперимент. Представьте, что вы живете себе спокойно (да, трудно, но попробуйте), тихо-мирно работаете, воспитываете детей, растите розы и вышиваете крестиком. И вот кто-то внезапно приходит и сжигает вашу машину. Она, видите ли, стоит как-то неправильно и мешает этому человеку ходить.
Вы, понятное дело, испытываете шок, страшное огорчение и недоумение – он что, не мог подойти к вам и попросить ставить машину в другое место? Зачем жечь-то? Потом недоумение сменяется жаждой справедливости, вы пишете заявление, и вам везет – злоумышленника обнаружили, арестовали, будет суд, и он, скорее всего, попадет в тюрьму за уничтожение вашего имущества на пару-тройку лет.
И вдруг к вам в соцсети начинают приходить люди и писать вам гадости, оскорбления и угрозы. За что? – спрашиваете вы их. И они вам отвечают, что вы – необыкновенно жестокий и злой человек. По вашей вине другой человек попал в тюрьму. Его там плохо кормят, ему там холодно, он вынужден читать книги, а не играть в компьютерные игры, как он привык. И вы – самый настоящий злодей, лишивший этого человека самого дорогого и важного для него.
Ваши скромные сентенции о том, что вы, собственно, как-то не просили этого человека вашу машину сжигать, эти люди полностью игнорируют. Им совершенно не важна первопричина истории, не волнует ваш ущерб – они переживают только за этого несчастного человека. За вас они не переживают совершенно – наоборот, им очень важно вас как можно сильнее упрекнуть, обвинить, оскорбить и так далее. Свое поведение эти люди объясняют эмпатией, сочувствием и жаждой справедливости по отношению к несчастному и страдающему в тюрьме человеку.
Странная история, правда? И мало представимая в обычной, повседневной жизни. Как-то в частной жизни люди интуитивно приходят к мысли, что наказывать преступника за преступление правильно. И беспокоиться о том, нормально ли этот человек в тюрьме питается и не слишком ли ему там скучно, как-то даже смешно. Никто так не делает.
А это и есть базовая этическая норма. В обычной, частной жизни человек приходит к этой норме интуитивно, руководствуясь своей личной моралью и здравым смыслом. И человек не испытывает тут никаких особых сложностей – ему понятно, где здесь добро и где зло.
Почему же на глобальном, общественном уровне подобную искаженную этическую картину мы видим сплошь и рядом, причем даже в обществах с высоким уровнем социального развития и уже значительным сдвигом в мировой этической трансформации? Потому что, как я уже писала, такое этическое искажение выгодно злу, которое не собирается просто так, бескровно, сдавать свои позиции. Зло гораздо более уязвимо сегодня, чем раньше, и поэтому оно куда активнее пытается искажать этическую норму, сеять сомнения, манипулировать, притворяться, представлять добро злом и наоборот.
И расставлять этические ловушки, в которых преступник и злоумышленник вдруг предстает несчастной жертвой, достойной всяческого сочувствия, а жертва этого злодея, которая пытается себя защитить и добиться справедливости для злодея, представляется в глазах общественности мстительным и жестоким тираном. Или вот любимая злодейская уловка всех веков – совершить зло, а потом обвинять жертву в том, что она его спровоцировала, а будучи все-таки привлеченным к ответственности за злодеяния, уповать на милосердие жертвы и ее сочувствие к чужому страданию.
Так вот. По моему глубокому убеждению, люди, которые попадают в эти злодейские ловушки, начиная защищать злодея и обвинять жертву, довольно плохо отличают зло от добра. Они, вероятнее всего, либо еще никогда не становились жертвой настоящего злодея, либо сами испытывают склонность к злодействам на том или ином уровне и чувствуют в злодее «брата по разуму». И в целом, те, кто так легко попадает в эти ловушки и ведется на провокации зла, сами довольно легко становятся злодеями – гораздо проще и легче, чем люди, способные видеть реальность такой, какая она есть, и отличать зло от добра.