Приобретение резины - дело ответственное и важное, требующее свежей головы, холодного рассудка и щепотку осведомлённости. А покупка шин бывших в употреблении - вообще лотерея.
Давайте пошагово разберёмся, как увеличить свои шансы в ней.
Шаг номер раз. Любознательность.
Вероятнее всего резину искать вы будете на популярных досках объявлений (это лучше и проще, чем кататься по всем шиномонтажкам города, как Монти Пайтон в поисках Священного Грааля). После нахождения некоторого количество объявлений придётся пообщаться с продавцом и озадачить его несколькими вопросами:
- Какая дата выпуска резины? Продавец может знать, может не знать. Если знает, значит хоть немного разбирается, возможно приторговывает, а если не знает, то или не разбирается, или врёт 🙃. Шины десятилетней давности и более покупать конечно не стоит, даже если они в первозданном состоянии. Мы же совершенно не знаем, в каких условиях они хранились столько времени: насколько деформированы и какое количество ультрафиолета получили.
- Есть ли грыжи и кордовые латки? Про наличие грыж продавец (если конечно это его баллоны и он их эксплуатировал лично) не знать не может, поэтому либо есть, либо нет. Кордовые латки ставятся внутри шины при боковых порезах с использованием процесса вулканизации, но частенько, когда не хочется делать нормальную вулканизацию, их просто сажают на клей-активатор. При наличии и того и другого переходим к следующему объявлению. Да, да, да, боковой порез можно починить качественно, но не имея опыта, качество ремонта определить никак не получится, да и зачем нам баллон с таким большим дисбалансом.
- Какая остаточная глубина протектора? Здесь придумывать ничего не нужно, всё уже написано в
буквареПДД: для летних шин минимум 1.6мм, для зимних - 4мм. Речь конечно же про легковые автомобили. Продаван может и не замерить размер протектора, винить его в этом не стоит. - Есть ли трещины? Из-за неправильного хранения, а так же просто от времени и большого пробега на боковой части и протекторе покрышек образуются многочисленные мелкие трещины, которые в самый неудобный момент могут превратиться в сквозные отверстия. Их наличие повод отказаться от приобретения рассматриваемого комплекта.
- Причина
остановкипродажи? Вопрос конечно не столь существенный и на чью-либо искренность надеяться не стоит, но если продавец в ответ начнёт бормотать что-то невнятное, то вероятно он шины просто "сливает" и им пора на переработку.
Шаг номер два. Внимательность.
Определившись с самым интересным вариантом, выезжаем к месту хранения шин для дальнейшего осмотра и принятия решения о приобретении.
Если к моменту вашего приезда шины будут еще надеты на диски, то это просто изюмительно, ни секунды не медля приступаем к осмотру!
Вера в людей - штука важная и незыблемая, но все сказанное продавцом лучше проверить самостоятельно:
- Дата выпуска резины располагается вместе со всей информацией на ее боковой части и обычно представляет собой набор цифр внутри овала, которые означают порядковый номер недели и год выхода с конвейера. Некоторые производители добавляют собственную кодировку, которая зачастую говорит о том, на каком именно заводе были сделаны шины. Нас интересует только номер недели и год.
- На собранном накаченном колесе будет сразу видно, есть ли грыжи или ремонтированные боковые порезы.
- Обязательно обращаем внимание на наличие трещин в резине.
- Глубину протектора можно измерить обычным штангенциркулем, а точнее его глубиномером.
После этого необходимо обратить внимание на те моменты, которые в ходе дистанционно общения с продавцом наверняка прояснить сложно:
- Равномерный износ протектора. Внимательно осмотрите весь протектор шины и если он имеет неравномерный износ, то от покупки стоит отказаться.
- Правильная геометрия шины. Проворачивая колесо по оси вращения смотрим, не "пляшет" ли поверхность протекторной зоны. Если поверхность волнообразно изменяется или как-бы выдавлена секторами, быстренько прощаемся и едем смотреть следующий вариант. Такие шины называем "ведёными", их использование приводит к сильной вибрации, посторонним звукам от колёс и отсутствию какого-либо комфорта.
- Наличие следов ремонта. Дожидаемся разбортирования колес, или если покрышки уже отделены от дисков, переходим к осмотру внутренней части шин. Проверяем наличие кордовых латок и другого рода попыток ремонтов борта, при их нахождении тоже отказываемся от данного предложения. Маленькие латки и грибки для ремонта проколов протекторной зоны волнения вызывать не должны, - их наличие допустимо.
- Жгуты. Отдельное внимание стоит обратить на жгуты для ремонта проколов, если таковые имеются в шине. Черные каучуковые - замечательно ходят и хоть с натяжкой, но можно назвать полноценным ремонтом. А вот волокнистые с клеевой пропиткой (обычно красно-коричневые, но бывают и черные) - скорее используются в качестве временной меры на дороге и проколы с такими жгутами требуют повторного вмешательства. Подобные жгуты можно найти в наборах автомобилистов и они не являются профессиональным средством для шиноремонта.
- Ошибки шиномонтажников. И последнее, что еще может смутить вас при выборе шины Б/У - это повреждения баллона в местах прилегания к диску. Такие разрывы случаются во время сборки колеса. Мастер неправильно позиционирует шину на диске и монтажной лапой начинает рвать резину. Небольшие "укусы" не страшны, а вот сильные разрывы чреваты тем, что собранное колесо не будет держать давление от слова совсем.
Шаг номер три. Алчность.
На этом этапе наша задача учесть все увиденное, провести глубокий анализ и в процессе бурного и эмоционального торга максимально сбить цену.
Дальше рассчитываемся, бьём по рукам с продавцом, шины в охапку и мчим на шиномонтаж, чтобы после выехать на автостраду и проверить, получилось ли выиграть в лотерее с покупкой бывших в употреблении шин.
Мои соображения по экономии на сезонном шиномонтаже собраны в этой статье.
Если есть, что дополнить, милости прошу в комментарии.