Когда Валерия поступила в Гнесинку, то ее педагогами в течение всех пяти лет учебы были Иосиф Давыдович Кобзон и Гелена Марцелиевна Великанова.
Иосиф Кобзон.
В одном интервью Валерия рассказала каким был наставником Кобзон и что из его советов ей запомнилось больше всего.
Кобзон — пример служения профессии. Он был совершенно неутомимым.
Я не понимала, как вообще он все успевает. Помимо многочисленных концертов, мероприятий, каких-то благотворительных акций, он еще все время куда-то ходил, кого-то поддерживал.
К нему ходили толпами какие-то люди, авторы. Вокруг него всегда было огромное количество людей, даже в институт (Российской академии музыки имени Гнесиных — прим. ТАСС) к нам приходили. Он настолько отдавался своему делу и настолько был внимателен к людям, что это просто не могло не восхищать.
Я не представляю, как он в таком темпе жил, уже столько раз можно было сорваться и сказать: "Да идите вы лесом, авторы, композиторы, поэты". Но нет, каждому что-то скажет, выслушает.
Но самое главное, чему он меня научил: "Никогда не жалуйся. Если ты вышла на сцену, не надо рассказывать, что ты заболела. Я сам услышу и спрошу, здорова ли ты. Принимай решение: если уже вышла, то работай, если нет — оставайся дома".
Про Кобзона у меня есть интересная статья "Петь песни нужно сколько душе угодно! 4 интересных цитаты Иосифа Кобзона для певца."
В ней вы узнаете много про голос с его слов.
...я настолько увлечен своей профессией, так люблю ее! Когда пою перед залом, питаюсь зрительской энергетикой. Ощущаю ее, она меня держит, поэтому и могу бесконечно долго петь.
Иосиф Кобзон.
Как работал над песней Кобзон и что из его опыта вы можете взять себе на заметку.
Вот отрывок из интервью Иосифа Кобзона «Комсомольской правде».
О том, что песни он видел картинками и ощущал сердцем:
«Когда мне говорят: сколько же ты запомнил песен… Да я их не заучивал, я их рисовал, как картинки. Когда вы поете, скажем,
«Русское поле», перед глазами — это самое русское поле.
Вот Высоцкий. Он никакого отношения к войне не имел, он был ребенком войны. А как проникновенно описывал эти боевые картины.
Возьмите «Он не вернулся из боя» или «Сыновья уходят в бой»… я много раз плакал. Взять хотя бы песню «Командир» — он там своих бойцов хоронит. А я же дитя Великой Отечественной, потом девять раз был в Афганистане, столько же — в Донбассе. Многое из того, о чем пою, видел своими глазами, ощущал сердцем»
О пении много часов подряд и служении людям.
Кобзон, как никто, мог петь много часов подряд, о чем тоже писала в статье. Это говорит о его хорошей вокальной школе и умении владеть голосом.
Вот показательный пример владения голосом и служения людям.
«Прибыл в Чернобыль 26 июня 1986-го — получается, спустя два месяца после аварии. За день дал три «сольника». Пел без остановки два часа — зрители не отпускали. Только закончил, люди разошлись — приходит другая смена, полный зал: «А нам тоже надо Кобзона!» Что делать? Говорю: «Сейчас начнем, рассаживайтесь!» И — опять два часа без перерыва. Только собрался уезжать — приходит следующая вахта. Вот так и пел — пока голос совсем не сел.
О смысле песни.
«Я пел то, что мне нравилось, и я всегда знакомился с песенными произведениями, сначала с литературной частью. Для меня было интересно, о чем я буду разговаривать с моими слушателями, о чем я буду петь. Поэтому когда говорили: «Кобзон статичный певец. Он никогда не бегает, не прыгает». Да нет смысла бегать и прыгать, если все заложено в стихах. А я застал золотое время — я застал эпоху песенного ренессанса, когда, скажем, еще дописывали такие выдающиеся песенные мастера, как Ошанин, Матусовский, Долматовский, а потом их сменили шестидесятники Евтушенко, Рождественский, Вознесенский. Удивительное время»
Гелена Великанова.
А в своей книге "И жизнь, и слезы, и любовь" Валерия пишет о Великановой.
Моя преподавательница по вокалу Гелена Марцелиевна Великанова дала мне много ценных уроков не только по владению голосом, но и по актерскому мастерству. Она объясняла, как преподнести зрителю ту или иную песню, как нужно работать со словом. Мы занимались по многу часов.
Она говорила:
— Работа с вами для меня большая радость. Вы воспринимаете все, что я хочу до вас донести.
Мы с ней смеялись в песнях, плакали. Причем плакали обе!
Когда я уже закончила учиться, познакомилась с Шуйским и стала выступать под именем Валерия, Великанова позвонила мне и сказала:
— Происходит что-то странное. Вы на самом деле не такая.
Моя учительница в тот период все время утверждала: ей не нравится, что со мной делают. Она, умница, поняла: не я делаю, а именно делают со мной.
Это было позже. А когда я у нее училась, она предложила:
— Я дам вам все мои связи, телефоны всех моих знакомых композиторов. Я им расскажу о вас.
Как работала над песней Великанова.
Из интервью:
- И Вы поступили в эстрадную студию…
«Да, у меня были прекрасные педагоги Ольга Андровская, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер…
Это были великие педагоги и великие актёры, которые очень многое дали мне в жизни. Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила ещё и режиссёрский факультет ГИТИСа.
Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссёрами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссёром.
Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссёр знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это всё настолько индивидуально.
И на эстраде всё-таки артист должен оставаться самим собой. Он - личность на эстраде. А в театре актёры играют концепцию режиссёра.
А я стремилась к тому, чтобы всё делать самостоятельно».
Работа над песнями-это целый процесс и процесс длительный.
«Над каждой песней я работаю по-разному…
Но, как правило, работа над песней для меня — процесс длительный. Сначала я разбираю стихи, напевая про себя, стараясь уловить, прочувствовать их образный строй, ритм, их атмосферу. А потом откладываю песню. Но она, как наваждение, все время напоминает о себе: в памяти всплывают отдельные строчки, целые куплеты…
Чем бы я ни занималась — песня со мной. Она просится к людям, а я еще боюсь отпустить ее, хочу, чтобы она стала совсем моею».
Вот такие педагоги учили Валерию и это много дало певице. Ее учили люди большой души и масштаба, которые прошли много испытаний, многое пережили. Им было что сказать людям и их ученица Валерия ведь тоже такая.
Книга интересная и читается легко, советую всем, кому интересна Валерия.
Мне понравилось, как она пишет о том, что чувствует в жизни и на сцене.
Я счастливый человек.
Любить — это счастье.
Любовь для меня — это отдавать больше, чем получать.
Я счастлива, потому что люблю этот мир, и мир отвечает мне взаимностью.
Когда я выхожу на сцену, у меня возникает чувство, что я знаю всех и каждого сидящего в зале.
Мои зрители кажутся мне такими близкими и родными. Не знаю, почему так происходит. Может, оттого, что я искренна с ними.
За искренность люди платят мне признанием. В своих песнях я делюсь со зрителями своими мыслями, чувствами, эмоциями и чувствую отклик зала.
Используйте эти советы в работе над песнями. Надеюсь, они вам пригодятся в вашем творчестве.
Автор статьи- педагог по вокалу Державцева Ирина.