Найти тему
ПОД СТУК

Может ли машинист «отменить» экстренное торможение, если наезд на человека или автомобиль предотвращен и остановка не требуется?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Я уже рассказывал о действиях машиниста в случае, если на переезде застряла машина, или в непосредственной близости замечен человек, переходящий пути. Если вкратце, то предписывается подавать сигналы большой громкости. Если обратной связи от водителя или пешехода нет - применяется экстренное торможение.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Однако, человек может всё таки успеть покинуть габарит подвижного состава, а машина, соответственно, таки уехать с переезда. В таком случае - полная остановка поезда для предотвращения столкновения или наезда больше не требуется. Может ли машинист отменить экстренное торможение и продолжить движение без полной остановки? Об этом я и расскажу в этой статье.

Что происходит при экстренном торможении?

Как известно - экстренное торможение осуществляется при помощи пневматических (электропневматических) тормозов. Кран машиниста ставится в последнее - шестое положение, разряжается тормозная магистраль. Давление в ней стравливается в атмосферу максимальным темпом.

Кран машиниста. Фото взято из открытых источников
Кран машиниста. Фото взято из открытых источников

Пневматические тормоза устроены так, что если давление в тормозной магистрали падает, то воздухораспределитель, установленный под каждым вагоном, открывает путь воздуху из запасных резервуаров (где есть запас сжатого воздуха) в тормозные цилиндры, где воздух давит на поршень. Это движение передаётся на колодки, которые прижимаются к колесам.

Всё это оборудование: воздухораспределитель, тормозной цилиндр и запасный резервуар - есть под абсолютно каждым вагоном.

Воздухораспределитель. Фото из открытых источников
Воздухораспределитель. Фото из открытых источников

Теоретически, если угроза наезда на человека или столкновения с автомобилем самоустранилась, то машинист может поставить кран во второе положение, тем самым прекратив утечку, а также начав процесс зарядки тормозной магистрали (то есть повышения в ней давления). Воздухораспределитель, при повышении давления в тормозной магистрали, спустит давление в тормозных цилиндрах - тормоза отпустит.

НО, если провернуть такой фокус, то если вскоре вновь потребуется торможение, то оно просто не возымеет нужного эффекта. А всё потому что тормозная магистраль после экстренного торможения - истощена. Давление в ней сильно ниже зарядного (4,2 - 4,8 атмосфер). Иначе говоря, будет нечем тормозить: торможение либо будет неэффективным, либо его не будет вовсе.

Фото автора
Фото автора

По этой причине, абсолютно все инструкции требуют полной остановки поезда после экстренного торможения, то есть кран машиниста остаётся в шестом положении. После остановки, машинист докладывает по радиосвязи поездам встречного и попутного направления, а также поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающих перегон о месте и причине остановки.

Фото автора
Фото автора

После этого, производится зарядка тормозной магистрали до зарядного давления. Также, инструкции предусматривают, что необходимо выждать определенное время. Оно разнится в зависимости от времени года и типа поезда.

Например, пассажирский поезд длиной до 20 вагонов должен стоять минимум полторы минуты, если вагонов больше 20 - то три минуты. Грузовой поезд длиной до 350 осей - уже шесть минут. Ну и так далее.

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6