Найти тему
Наука и фантастика

Нужен ли "уголок Земли" на космическом корабле?

Оглавление
Картинка от нейросети Дезго
Картинка от нейросети Дезго

Во многих фантастических произведениях, книгах и фильмах, присутствует описание или изображение "уголка Земли", созданного внутри большого звездолета, отправленного в долгое космическое путешествие.

Кусочек родины всегда с собой

Начну с цитаты из раннего романа Станислава Лема "Магелланово облако" (1955). Огромный звездолет "Гея", летящий к Альфе Кентавра, содержит, помимо прочих удобств, и такой "уголок".

Мы спустились на лифте. Я считал ярусы: лифт остановился на втором. Двери открылись. Прямо перед нами в густом полумраке свисали переплетенные листья плюща. Под подошвами заскрипел песок, повеяло свежим запахом хвои. Я остановился в изумлении. Во все стороны тянулось холмистое пространство, покрытое густым кустарником, среди которого живописно возвышались известняковые скалы, уходившие к самому горизонту, где синеватыми пятнами выделялись лесные массивы.
- Хорошо сделано! - вырвалось у меня. Ирьола посмотрел на меня. Лицо
его помрачнело.
На другом берегу, в излучине, стояли величественные и мрачные канадские
сосны, а подальше - огромная северная ель с серебристо-голубой хвоей; ее
корни, похожие на медвежьи лапы, извиваясь, скрывались в расселинах скалы. Я стремился открыть место, где настоящий парк переходит в видеопластический мираж, созданный хорошо укрытой аппаратурой, но не мог заметить ни малейших следов такого перехода. Иллюзия была полной.
Картинка от нейросети Дезго
Картинка от нейросети Дезго


Инженер Ирьола, сотворивший огромную рекреационную зону, где можно даже ощутить запахи растений, побегать по дорожке между скал и искупаться в прохладном ручье (вода - настоящая!), считает, что без этого нельзя:

"Гея" будет единственной частицей Земли, которую мы уносим с собой... /.../
Эта бедная, тесная, ограниченная со всех сторон, но все же настоящая часть Земли будет не твоим кораблем, а твоей страной, доктор. Твоей родиной.
Он помолчал.
- Так должно стать... иначе тебе будет очень тяжело. Очень плохо и
тяжело.

В романе астронавты долетают до Альфы Кентавра и находят там разумную цивилизацию, которая вначале встречает их крайне недружелюбно (заподозрив в нехороших намерениях), но затем выходит на контакт. Что было дальше, остается за кадром.

Идея "земной зоны" - либо как уголка живой природы, либо как видеосимуляции - была подхвачена и другими фантастами.

Варианты идеи

В фильме Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973) на звездолете "Заря" созданы копии квартир каждого из юных участников полета, а также многочисленные симуляции земных пейзажей - и тоже с настоящей листвой, травой, водой и даже котиком. Всего - 100 возможных вариантов родных интерьеров и уголков природы.

"Мы хотели облегчить вам будущую жизнь без родной Земли. Вот для этого была создана эта кают-компания".

"Москва - Кассиопея": симуляция пейзажа. Скриншот
"Москва - Кассиопея": симуляция пейзажа. Скриншот

Здесь участники полета могут сами выбрать, в какой виртуальной реальности они хотят в данный момент оказаться. Но набор вариантов, хоть и богат, ограничен. Каким образом часть симуляции оказывается настоящей (вода и котик), а другая часть - иллюзией, не объясняется.

В фильме "Аниара" (снят режиссерами Пеллой Когерман и Хьюго Лиля в 2018), о котором я тут уже писала, живые иллюзии создает искусственный интеллект звездолета - Мима, который потом выходит из строя из-за перегрузки заказами клиентов. Мима настроена так, что отзывается на запросы каждого из пассажиров и создает иллюзию лично для него - иногда прекрасную, иногда пугающую.

Героиня "Аниары" внутри живой иллюзии, созданной Мимой. Скриншот
Героиня "Аниары" внутри живой иллюзии, созданной Мимой. Скриншот

Пассажиры "Аниары" сначала игнорируют возможности Мимы, затем "подсаживаются" на иллюзорные картинки и выводят Миму из строя - и в конце концов начинают поклоняться ИИ, каясь в своих грехах. В общем, та еще получается психологическая разгрузка, если учесть, что корабль летит в никуда.

В фильме "Пассажиры" (2016) уголок Земли на звездолете - не иллюзия, райский сад с могучими деревьями зачем-то выращивают два героя, пробужденные прежде времени и проведшие всю жизнь на корабле, так и не добравшись до цели.

Скриншот
Скриншот

Я уже не беру те случаи, где речь идет не о собственно ландшафтах, а о теплицах, питомниках и оранжереях, в которых космонавты выращивают растения для собственного пропитания. Такое опыты уже проводятся на космических станциях, и дело это безусловно нужно и полезное.

Зачем предаваться иллюзиям?

Относительно же "уголков Земли" у меня возникают вопросы, на которые я не могу дать себе определенных ответов.

Оставим в стороне трезвые подсчеты стоимости таких систем и соображения об экономии места на звездолете. Ведь в дальний рейс нельзя тащить всякие милые излишества, придется брать огромную массу жизненно необходимых вещей - ведь пополнить запас будет нечем. Никаких супермаркетов и заправочных станций в космосе нет.

Аргументы в пользу "уголков Земли":

1. Психологическая разгрузка.

Мозгу нужно хотя бы временно отключиться от сознания того, что он летит в консервной банке (пусть очень большой) в безжизненном пространстве, и никак не может повлиять на происходящее. Созерцание природы успокаивает и лечит взбудораженную психику. Человек - часть природы, как ни крути, и ему приятно находиться внутри мирного красивого пейзажа. А если полет долгий, то пейзаж позволяет сохранить память о родных или милых сердцу местах.

Картинка от нейросети Дезго
Картинка от нейросети Дезго

2. Ощущение связи с Землей

Постоянное присутствие рядом с космоплавателем земных образов позволяет ему сохранить ощущение непрерывной связи с семьей, окружением и привычными реалиями.

Космический дизайнер, легендарная Галина Андреевна Балашова, придумала украсить аскетическую обстановку советских космических кораблей "Союз" собственными акварелями с пейзажами средней полосы России, и строгий Сергей Королев одобрил ее идею, а космонавты были довольны. Ничего чересчур роскошного она не рисовала, но акварели выходили нежными и поэтичными.

Галина Балашова. Акварели, побывавшие в космосе. Отсюда: https://cosmos.vdnh.ru/izdoma/dizayn-i-kosmos/
Галина Балашова. Акварели, побывавшие в космосе. Отсюда: https://cosmos.vdnh.ru/izdoma/dizayn-i-kosmos/

3. Виртуальная реальность как способ самосохранения

В тех случаях, когда космонавт не довольствуется готовой картинкой или иллюзией, а творит ее сам (с помощью ИИ это стало доступно практически каждому), возможность создать всё, что душе угодно, позволяет сохранить креативность и целостность сознания. Выше я напоминала о природной сущности человека (да, мы - животные), но в нас есть и потребность творить то, чего нет. В конце концов, искусство - тоже виртуальная реальность, и чем визуализация земной реальности вдали от нее хуже написания фантастики на Земле?..

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Но нет ли тут подвоха?

Возможны ведь и аргументы против "уголков родной природы" (помимо дороговизны, если в симуляции используются реальные вещества, типа скал и воды).

1. Иллюзии способны усилить ностальгию по Земле

Эффект может быть обратным ожидаемому. У путешественника, улетающего всё дальше от родной планеты и пристрастившемуся к посещению "комнаты разгрузки", возникнет вопрос: а зачем я вообще куда-то сорвался из такого чудесного места? Хочу назад! Остановите космолет, я слезу!

Поскольку остановить нельзя, будет накапливаться внутренний протест и раздражение. Хорошо ли это для команды?

2. Усталость от симулякров

Зная, что все эти красоты с ручейками, цветочками, соснами и травкой - не более, чем иллюзия, у космонавта может появиться усталость от созерцания искусственной реальности, и она будет восприниматься как фальшивая, ложная, а вовсе не родная до слез.

Кто-нибудь, возможно, попытается ее уничтожить.

Или же возникнут споры и распри, чьи иллюзии симпатичнее. Один любит море с пальмами, другой - северные снега, третий - березовые рощи, четвертый - скалистые горы... При нынешней технике каждый может создать себе в собственной каюте любой виртуальный мир. Так зачем тогда общее пространство с заранее заданными живыми картинами?

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

3. Забыть о Земле, отправляясь в иные миры

Если полет предполагается долгий, но с возвратом, в сохранении внутренней связи с Землей, вероятно, смысл всё-таки есть.

Но если рейс - безвозвратный (представим себе, что звездолет летит в другую галактику, билет - в один конец!), то, может быть, лучше не лелеять память об обставленной навсегда родной планете? А, как говорится, "отпустить"?..

Иначе с настойчиво культивируемой привязкой к Земле будет психологически трудно - а то и нереально - адаптироваться к другим мирам, принять их, освоить и полюбить.

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

--

В моей космоопере "Хранительница" главная героиня, Юлия, покидает Землю семилетним ребенком и переносит это на диво легко. "Космос - мой дом!" - заявляет она, выбирая в одиннадцать лет путешествие на Арпадан, а не возвращение на Землю. В пятнадцать же отправляется еще дальше - на Тиатару, откуда вернуться просто так уже невозможно. Как она позже сама себе объясняет отсутствие ностальгии по Земле, у нее там не было места, которое она могла бы считать родным домом. Такое место у Юлии появилось лишь на другой планете - это дом императорской семьи Киофар (в любви к нему она признается в романе "Алуэсса").

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".