В честь дня космонавтики расскажу (или напомню) о нашей потрясающей современнице: Галине Андреевне Балашовой. Она родилась 4 декабря 1931 года, училась в МАРХИ. Выйдя замуж за одноклассника, работавшего в ОКБ-1 (ныне - РКК "Энергия"), жила в подмосковном Калининграде (ныне - город Королёв). Работала долгое время не совсем по специальности, да и к космосу прямого отношения не имела.
Первые полеты человека в космос, как мы знаем, были непродолжительными, и космический корабль не воспринимался как пространство для жизни. Даже первых космонавтов подбирали небольшого роста и компактного телосложения, чтобы не загромождали собою полезное пространство и поменьше бы весили.
«В космос человек не может летать в туалете», - хлёстко заявил С. П. Королев и приказал разработать жилой модуль в корабле "Союз". Тут и выяснилось, что в ОКБ-1 пропадает талант - профессиональный архитектор, дизайнер и художник, занятый на какой-то инженерной должности. Перед Балашовой были поставлены небывалые задачи, и она их решила со знанием дела и с чисто женской заботой о красоте и уюте.
Процитирую Википедию:
Слева в орбитальном модуле размещается стол-сервант, предназначенный для хранения оборудования и бытовых вещей, справа — диван для отдыха, в котором также находится различное оборудование. Вверху отсека расположены 4 иллюминатора и поручни, внизу — посадочный люк. Модуль выполнен в форме сферы для учёта внутреннего атмосферного давления, вся мебель и приборы расположены равномерно в объёме отсека для уравновешивания бортов. По просьбе Королёва мебель в отсеке выполнена в современной тогда эстетике 1960-х годов.
Эргономика диктовала отсутствие острых углов, чтобы космонавты не могли о них травмироваться. В условиях невесомости сочли важным сохранение ориентиров "верх - низ". Низ Балашова обозначила зеленым цветов (земля, покрытая травой), верх - желтоватым (солнечный свет). Материал покрытий - ворсистый, тоже не травматичный, вдобавок негорючий и нетоксичный.
В 1964 году Балашова проектирует внешний и внутренний вид советского Лунного Орбитального Корабля (ЛОК). Здесь всё было иначе: она отказалась от ориентации "верх-низ", от дверей и секций. Проект закрыли, но эскизы остались.
Работа "космического архитектора" становилась всё более интересной, но абсолютно засекреченной. В 1971-75 годах Г.А. Балашова участвовала в проектировании корабля "Союз-19" в программе "Союз-Аполлон". Она же создала знаменитую эмблему программы, но ее имя осталось широкой публике неизвестным, а гонорар оказался абсолютно символическим... В интервью, данном уже в наше время, Галина Андреевна рассказывала об этом с обезоруживающим юмором и простодушием.
"Я не знала, как разговаривать про деньги"... Беда всех советских талантов, которых воспитывались в духе афоризма "быть знаменитым некрасиво".
В 1976—1987 годах Г. А. Балашова участвовала в проектировании нескольких орбитальных станций и знаменитого корабля "Буран".
Посмотреть на интерьер станции "Мир" изнутри можно в Музее космонавтики на ВДНХ и в павильоне "Космос".
Рассекретили Балашову лишь в 2000 году. Тогда же состоялась ее первая персональная выставка в Доме Архитекторов в Москве. Она быстро стала знаменитой в узких кругах. Сейчас о ней написаны статьи и даже монографии, в том числе на иностранных языках, а немцы издали альбом ее акварелей. Некоторые акварели, написанные ею на чердаке скромного семейного домика, летали в космос, украшая интерьеры тех самых станций.
Галина Андреевна - потрясающая, необычайно живая, обаятельная, милая, мудрая, ироничная. К счастью, уже записано несколько интервью с нею. Их стоит посмотреть, чтобы понять, кем и чем стоило бы гордиться в нашей стране.
Снято Музеем космонавтики.
Снято Роскосмосом.
В сети можно найти еще много интересного про деятельность этой удивительной женщины.