В следующий раз, когда спросят, зачем записывать прочитанное, я смогу привести еще один свеженький пример полезности подобного списка - эту повесть.
Довольно-таки давно посмотрела фильм "Ты есть" В. Макеранца по сценарию Виктории Токаревой (1993). Впечатлилась, долгое время слушала песню "Смыты дождем наши следы" в исполнении Натальи Ковалевой, сыгравшей подругу главной героини. Нашла и прочла книгу, легшую в основу. Прошло ...дцать лет. Нашла и прочла книгу, легшую в основу. И, собираясь пополнить список прочитанного, с удивлением обнаружила "Я есть. Ты есть. Он есть" уже там. Так что нужна домашняя бюрократия при крепчающем маразме, нужна! Видимо, настал момент, когда заглядывать в этот перечень пора не после, а до прочтения.
Впечатление сегодня повесть произвела явно куда более сильное, книга показалась не просто дополнением к фильму (который, кстати, не забылся). Видимо, некоторые вещи осознаешь только с жизненным опытом. Тогда, под впечатлением от кино, я совершенно точно сочувствовала матери, осуждая неблагодарную хамку Иру и подкаблучника Олега. А вот теперь пришло понимание, что всё куда сложнее и неоднозначнее.
Сюжет таков: преподаватель французского Анна давно овдовела, ее единственный взрослый сын Олег - свет в оконце и смысл жизни. Любая женщина кажется его недостойной, и Анне уже удалось расстроить одну свадьбу. Однако однажды Олег схитрил и просто привел домой Ирочку, постфактум признавшись, что они уже сыграли свадьбу. Анна в шоке: невестка оказалась лимитчицей и детдомовкой, плохо воспитанной и грубоватой. Женщина стала чувствовать себя чужой в собственной квартире. Конфликт выливается в уход моложенов из дома. Однако спустя 7 месяцев Олег вновь появляется на пороге. Оказывается, они с женой попали в аварию. Ира выжила, но теперь ведет вегетативный образ жизни, почти без надежды на выздоровление. Олег требует, чтобы мать присматривала за ней, пока он работает: если Ира умрет, он тоже жить не станет. Анне ничего не остается, как согласиться...
Поначалу кажется, что симпатии автора всецело на стороне Анны. Однако довольно быстро раскрывается, что у каждого в этом треугольнике - своя правда. И - свои проблемы.
Рассмотрим каждую из вершин (далее со спойлерами).
Анна
Овдовела в 42, "выглядела на тридцать пять". Хватало поклонников, но сложилось лишь с одним. Любовник женат и развестись не может. "В один прекрасный день Анна поняла: у нее все было. В прошедшем времени". Поняв, что с женским счастьем можно завязывать, Анна всецело посвятила себя Олегу. "Пристанище - сын. Умница. Красавец. Перетекла в сына. А сын за стеной перетекает в Ирочку". Горько Анна размышляет: "вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь ее можно задвинуть под диван, как пыльный тапок". Невестка люто раздражает: "Эта не утопится. Всех вокруг перетопит, а сама сядет пить кофе с сигаретой".
Однако то творится в голове у Анны. Лучшие же подруги видят ситуацию по-другому: обыкновенная ревность к сыну, "классическая свекровь, и все дела". Девушка молодая, красивая, студентка биофака, отлично учится, Олега искренне любит. Чего же еще? Мешает им и их друзьям мать, не прислушиваются к ее словам? Ну так достаточно вспомнить, что у самой Анны со свекровью и матерью были аналогичные, потребительские отношения. "От счастья человек становится герметичным. Чужая боль в него не проникает". Чувствуешь себя лишней? Ну так оставь молодых в покое и занимайся собой.
Анна честно пытается, хотя это тяжело дается. Ее вина и беда - неумение жить своей жизнью, полагаться на собственные опоры. Мешает привычка искать счастье и смысл жизни не в себе, а в окружающих. Раз не получилось посвятить себя мужчине - посвятила сыну. Не получается сыну - Анна начинает мечтать о внуке: "Она будет его холить и лелеять и отвяжется от Олега и Ирочки. Пусть как хотят, так и живут. У нее будет свой собственный маленький Олег". И к любовнику у нее тоже собственническое отношение, мешающее радоваться тому, что тот стал успешным: "Вершинин похорошел. Однако раньше он был лучше. Он был ЕЕ, как Олег. А теперь Олег у Ирочки, Вершинин у бизнеса. А что же ЕЕ?" .
Казалось бы, ответ лежит на поверхности: у тебя - ты и только ты. Не живи чужой жизнью, живи своей. Но эта истина долго доходит до Анны, которая, оказавшись предоставлена сама себе, немедленно впадает в депрессию. И лишь спустя долгое время начинает что-то понимать, критически себя оценивать: "Выяснилось, что Анна - узкий специалист. Знает узко, только то, что касается профессии. А дальше - тишина... Серая, как валенок. Как рассветная мгла". Анна увлекается чтением, переосмысливая жизнь и учась жить сама с собой, а не перетекая в других.
Олег
Олегу уже 27, но мать до сих пор держит его на коротком поводке. Его тайная женитьба - поступок не очень красивый, но спровоцированной самой матерью, однажды уже спрятавшей паспорт сына перед ЗАГСом, так как предыдущая невеста показалась неподходящей. А между тем на работе Олег - вполне уважаемый хирург, да и с девушками у него проблем нет. Ему хочется жить своей жизнью, создать семью, а не просидеть всю жизнь возле материнской юбки, задыхаясь от ее удушающей заботы. Конечно, весь быт на плечах Анны, работающей в основном дома. Ну так она сама все на себя взвалила, сама вообразила собственную незаменимость. Показательно, как однажды Анна, обидевшись, ушла на свидание, не приготовив поесть молодым. Мучалась угрызениями совести, ужиная в дорогом ресторане. "Домой вернулась с чувством вины, но квартира опять в народе, дым коромыслом и смех до потолка и выше - на другой этаж. Жарят в духовке картошку. Рады, что Анны нет дома".
Сложно осуждать мужчину за желание любить и быть любимым. Конечно, Олег - эгоист. Но таким его воспитала мать, всю жизнь словом и делом доказывающая, что важнее сыночка в ее жизни ничего нет, а заботиться о нем - высшее блаженство. Странно после такого требовать, чтобы кровиночка вдруг стал заботливым и отзывчивым, ценил материнский труд. Мы же не заботимся о чувствах стиральной машины или проблемах повара в кафешке.
Олег любит мать, но хочет жить своей жизнью. Выбирает не тех женщин? Но так это по мнению матери. Сам Олег счастлив, и женщины рядом с ним - тоже. А это не достаточный ли показатель верного выбора? Взвалил на плечи матери жену-инвалида? Но у него действительно нет денег на отдельную квартиру и сиделку впридачу. А Анна сама приучила сына к тому, что его проблемы - это ее проблемы. За что боролась... Закрутил роман? Опять-таки по-человечески его, молодого здорового мужчину, понимаешь.
Олег далеко не идеален, у него куча комплексов, большинство из которых опять-таки - продукт воспитания. Маминому любимчику сложно приспособиться к жизни в мире, где каждый - сам себе любимчик и ничего не собирается другим уступать. Мужчина и Ирочку выбрал по тому же принципу: в рот смотрит и каждое слово ловит. "Ирочка - обыкновенная женщина. И за это Олег ее любил. Он так соскучился по естественности, обыкновенности. Все вокруг - личности, понимаешь... А вся эта личность - не что иное, как самоутверждение за счет других, и в том числе за его счет". И лишь к концу повести до Олегка доходит, что любить женщину можно не за отражение себя в ней или удобство.
Ира
Довольно быстро читатель понимает, что девушка - отнюдь не такой монстр в юбке, как считает свекровь. Очень красивая, юная, талантливая, студентка из первых. Да и где ей, выросшей в детдоме, научиться интеллигентным манерам? Но при этом Ира действительно обожает Олега, а не его квартиру (потому и первой уходит из ненавистного дома). Девушка способна думать о других: например, не заставлять гостей снимать обувь при входе, понимая, что у бедных студентов могут оказаться дырявые носки. Угощать их, вечно голодных и живущих на одну стипендию.
Ира намеренно не портит отношения со свекровью. Однако Анна с самого начала дала понять, что невестке здесь не рады, и любое ее действие воспринимает в штыки. Девушка пытается объяснить очевидное: ту же свадьбу решила скрыть не она, а сам Олег: "Это его отношения с матерью. Почему я должна вмешиваться?" А в конце концов прямо высказывает наболевшее:
"Надо, чтобы сын не пугался своей матери. Вы ведь любите его для себя. Чтобы ВАМ было хорошо, а не ему... И мне его очень жаль".
Пожалуй, Ирочка - самая адекватная сторона сложившего треугольника.
Так бы и жили эти трое, как многие живут. Молодые не общались бы с Анной, а сама Анна угасала бы в одиночестве, лелея многочисленные обиды и не понимая, почему подруги не встают на ее сторону (да и вообще озабочены собственными проблемами). Но несчастный случай поставил все с ног на голову. И вот теперь ненавидящие друг друга Анна и Ирочка тесно связаны между собой, так, как обеим и в страшном сне не приснилось бы. А вот Олег, напротив, все больше и больше от отдаляется от двоих любимых и любящих женщин.
Конец повести пронзительный, сильный. Мы не знаем, что будет дальше с героями. Но этого, по сути, и не нужно: жизнь просто продолжается. Анна пусть и не научилась ставить на первое место собственные интересы, но все же многое переосмыслила и даже обрела тех, о ком можно заботиться и кто действительно нуждается в ее заботе. Думается, если однажды Ирочка сможет жить самостоятельно, Анна сумеет пережить это, а не вновь начнет хандрить.
Ирочка - молодая и красивая, у нее еще есть шанс обрести новый дом и семью (если здоровье позволит, конечно). А мать девушка, по сути, уже обрела. Причудливо плетутся нити судьбы...
Вот с Олегом сложнее. Мне кажется, он уже нашел свое счастье, а Юлия в его лице - свое. Их история, увы, обречена, в чем замужняя Юлия точно уверена. И все же бывает всякое. Может, и сложится. И, в любом случае, отсутствие гарантий пожизненного счастья - разве повод вообще от него отказываться?
"Я есть. Ты есть. Он есть" - удивительная в своей незатейливости история, поднимающая вечные вопросы: отцов и детей, эгоизма и альтруизма, неизменной надежды на лучшее и постоянное ожидание лучшего (когда на самом деле "то, что казалось временным, и было настоящим"). К сожалению, эта истина доходит до многих, когда бОльшая половина жизни уже позади. И старшее поколение начинаем ценить, лишь теряя. И право детей на отдельную от нас жизнь начинаем признавать, тоже практически их теряя. А понимание того, что жить надо не за счет окружающих и даже не ради окружающих, а для себя и ради себя, иногда и вовсе не приходит.
А еще повесть напоминает, что жизнь - не статична, она умеет преподносить сюрпризы. Так самый ненавистный человек для Анны превращается в самого родного. Так Юлия, стремясь самоутвердиться за счет Олега, неожиданно для себя всерьез влюбляется. Так Олег, уверенный, что ему нравится один тип женщин, внезапно начинает ценить прямо противоположный. Так подруга Анны Беладонна, которой "захотелось свежего чувства", выперла мужа, однако довольно скоро осознала, что старый друг лучше новых двух...
А еще есть и Лида, со школьный скамьи знакомая с успешным мужем-ученым и счастливо живущая с ним до сих пор. И этой подруге Анны для ощущения полноты жизни не нужны никакие острые впечатления и перемены: "Расстановка сил ясна: Грановский - солнце, Лида - луна. Остальной космос существует где-то отдельно от их жизни". Так что нет единого рецепта счастья. У каждого оно - свое.
Эта повесть - прекрасный образец женской прозы в лучшем смысле этого слова. Знакомство с Викторие Токаревой (дубль два) можно признать успешным. Буду и дальше продолжать читать автора.