Найти тему
Люблю русский язык!

От проблемы к позиции автора (задание 27 ЕГЭ)

Проделана большая работа. Вы смогли определить и сформулировать поставленную в тексте проблему. Вами написан комментарий (2 примера, иллюстрирующие проблему, и пояснения к ним + анализ смысловой связи между примерами).

👉 Настал черёд авторской позиции. Это небольшая по объёму часть вашего сочинения - примерно 2 предложения.

Напомню: если проблема - это вопрос, над которым размышляет автор текста, то авторская позиция - ответ на этот вопрос.

👉 Иногда позицию автора определить легко. Такое бывает, если работа строится по тексту публицистического стиля. Мы можем найти предложения или даже отдельные слова, в которых отчётливо звучит голос автора. Возможно, автор текста делится с нами своими сомнениями, радостями или переживаниями; прямо заявляет о своём отношении к изображаемому; даёт оценку происходящему; убеждает нас в чём-то или пытается привлечь к решению поставленных задач. ⤵️

●"Да, мы здорово зависим от судьбы".

●"Без всяких оговорок, это был подвиг".

● "Думаю, человек, способный прочесть на память"Медного всадника", "Демона" или "Анну Снегину", просто не сможет писать плохо."

● "Страшно. Если вдуматься. Но ведь мы не вдумываемся".

● "Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами".

● "Как бы хотелось от них избавиться. А то, не ровен час, выродимся...в неких "гуманоидов".

● "Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову".

● "Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. <...> И только тогда мы поймём..."

● "Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас".

👉 Авторская позиция может выражаться не только в прямых выводах или обращениях к читателям. Часто её следует искать в мыслях и поступках героев, в портретных характеристиках и описаниях, в использованных автором изобразительно-выразительных средствах. Кроме того, стоит обратить внимание на вводные слова и оценочную лексику, эмоционально окрашенные предложения и авторские отступления.

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

👉 Помните: повествование в тексте может вестись как от лица автора, так и от лица рассказчика. Это не одно и то же!

Работа с текстом завершена. Осталось кратко, но максимально точно сформулировать позицию автора ⤵️

Позиция автора ясна. ФИО убеждает читателя в..., так как считает...

● ФИО убеждён/считает:...

● Автор текста с горечью замечат, что... Именно поэтому он считает...

● Авторская позиция заключена в следующих словах: (цитита)

● Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: ...

👉 Теперь проверьте, смогли ли вы , сформулировав авторскую позицию, ответить на вопрос, поставленный в начале работы.

Например ⤵️

1.Какова роль чтения в жизни человека? Над этим вопросом размышляет...(ФИО) ➡️ ПРОБЛЕМА

Автор текста считает, что чтение открывает перед нами двери в огромный мир знаний, удивительных открытий и ярких событий. По мнению ... (ФИО), нельзя лишать себя простой и доступной возможности расти умственно и духовно, становиться интересным собеседником и зрелой личностью. ➡️ ПОЗИЦИЯ АВТОРА

〰️〰️〰️〰️

2. Какова роль окружающих в выборе профессии? Над этим вопросом приглашает поразмышлять ...(ФИО). ➡️ ПРОБЛЕМА

Позиция ...(ФИО) ясна. Показывая увлечённость своей профессией, любовь к выбранному делу, окружающие, как утверждает автор, могут влиять на профессиональное самоопределение молодого поколения.

👉 Если вам удалось найти ответ на поставленный вопрос, то это значит, что авторская позиция и проблема находятся в тесной смысловой связи, как и должно быть.

👉 Обратите внимание: в проблеме, как и в позиции автора, должны звучать ОДИНАКОВЫЕ (=ключевые) слова из прочитанного текста ➡️ обычно это абстрактные существительные, искать которые следует уже на этапе знакомства с текстом.

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

👉 Не забудьте проверить, что у вас получилось. Помните: все части вашего сочинения должны быть логически взаимосвязаны.

⤵️

Проблема = вопрос, над которым размышляет автор (вопрос, который предполагает глубокое и разносторонее исследование; злободневный вопрос, требующий решения).

⤵️

Примеры - это иллюстрация проблемы, доказательство её существования, ход размышлений автора. Автор РАСКРЫВАЕТ/ исследует проблему на примерах.

⤵️

Пояснения к примерам = микровывод - это ваше понимание того, КАКУЮ РОЛЬ сыграли выбранные вами примеры в раскрытии обозначенной проблемы. (Зачем автор говорит об этом? Какова роль названного факта, изображённой детали, использованного слова? Какой вывод можно сделать из прочитанного?)

⤵️

Смысловая связь между примерами указывает на логику выбора определённых примеров из прочитанного текста (противопоставление, сравнение, дополнение и др.).

Анализ связи позволяет показать, каким образом удалось прийти к пониманию сути поставленной автором проблемы.

⤵️

Позиция автора - это ответ на поставленный в тексте вопрос; вывод, к которому приходит автор. В позиции автора отражена основная мысль всего текста.

-2