Найти тему
Башкортостан 24

Нина Турицына о писательском успехе: "Главное, чтоб не могли оторваться!"

   Нина Турицына о писательском успехе: "Главное, чтоб не могли оторваться!"
Нина Турицына о писательском успехе: "Главное, чтоб не могли оторваться!"

Сборник детективов "Модная кража" вышел в Санкт-Петербурге в 2022 году при поддержке Союза российских писателей и Министерства культуры РФ. В 2023 году в государственном издательстве "Китап" им. З.Биишевой увидел свет сборник "Спасибо за любовь", в который вошли новые повести и рассказы.

"Я принципиально ничего не издаю за свой счет. Если все издают за свой счет, то я не хочу. Это все равно что ходить на работу и платить директору, чтобы он тебя не выгнал", – заявила Нина Турицына в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 14 октября 2023 г. в разговоре о ее двух новых книгах.

Нина Николаевна Турицына (Нина Тур) – музыкант, филолог. Пишет стихи, прозу, публицистику, пьесы, занимается переводом. Автор нескольких книг прозы: "Белое на белом", "Средство от измены", "Русская парижанка", "Модная кража", "Спасибо за любовь". Произведения вошли в короткий список Международного конкурса переводов "Ак Торна" (2012), в длинный список Бунинской премии (2013), а также в короткие списки Тургеневского конкурса "Бежин луг" (2021) и международного конкурса "Волошинский сентябрь". Награждена медалью "60 лет освобождения Крыма от фашистских захватчиков". Возглавляет отделение Союза российских писателей в Башкортостане.

О поэзии, самиздате и детективах

"Конечно. Сейчас столько поэтов, что извините меня. Вот когда их было мало… Я помню, в 80-е годы, когда сюда приехал Евтушенко, на улицах была конная милиция! А потом, в 90-е годы, должна была приехать Ахмадуллина, продали тридцать пять билетов. Ну, конечно, она не приехала. Прошло десять лет – и уже никому не нужно, хотя Ахмадуллина вроде была на его уровне, когда-то считалось, что вот четверка: "Нас мало. Нас может быть четверо…". И все обрушилось. Мы сейчас никому не нужны, это надо признать. Потому что потоки мусора! Разрешили самиздат – и понеслось.

Когда-то Веллер говорил, что у него была мечта издать за свои деньги пятьсот экземпляров, чтобы только никто не мешал, никто не лез, никто не редактировал. Конечно, перепечатывали Солженицына на папиросной бумаге, носили, передавали друг другу – прям конспирация. Сейчас, когда это разрешили, когда любой, кто не может отличить макулатуру от литературы, тискает свое. В основном что? Автобиографии, детские сказки, миниатюры, а уж стихи… стихи-стихи-стихи, "их пишет всякий спьяну или сдуру" – это из одного моего стихотворения. Вот четыре жанра, больше ничего не могут.

Мне говорят: "Вы пишете детективы – это низкий жанр". А вы придумайте хоть один детектив, чтобы было преступление, и чтобы было расследование поэтапно, как вот догадались. Тем более, у меня один и тот же протагонист – Виктор Черкавин, он писатель детективов, по совместительству ему иногда удается разгадать некоторые преступления совместно с настоящим следователем прокуратуры Михайловым. У меня много этих детективов. Вся жизнь детективная, господи, дефективная и детективная (улыбается). Очень многое берется из реальных историй. Бывает, что какая-то маленькая заметка… Как вот прочитал Бейль в газете, а потом сочинил "Красное и черное". Или как Достоевский узнал про убийство в Петровском парке и написал роман "Бесы". Отчего-то же надо отталкиваться. Иногда бывает, что просто придуманный сюжет. Когда-то у меня их был миллион, они сыпались так, что я вставала ночью и должна была писать и писать, чтобы к утру не забыть".

О реалиях и хорошей литературе

"Вообще, надо писать из жизни. Простой вопрос: для чего литература? Чтобы узнавать, как жили в разные эпохи, какие были нравы, как правильно отвечать на вопросы, как преподносить нам жизнь. Не надо ничего придумывать – описывайте реальную жизнь, которая сейчас идет. Вот сейчас все кинулись в ЖЗЛ. Не буду перечислять, есть очень прекрасные работы, например, Сергей Беляков написал "Парижские мальчики в сталинской Москве" – замечательно, великолепно. Одна омская писательница написала маленькую повесть "Пепел сгоревшей звезды" о Георгии Эфроне, о Муре…

Как все-таки затягивает хорошая литература! В 1929 году выходит знаменитая книга Ремарка "На Западном фронте без перемен", "Прощай, оружие!" Хемингуэя, и выходит "Смерть героя" Олдингтона. И когда я стала ее читать, думала, что пролистаю по диагонали, потому что все это известно, все эти реалии, все уже навязло. И я не могла оторваться. Сюжета особого нет, обычная жизнь до войны, потом что было на фронте, но оторваться невозможно от этих реалий! Я сначала очень любила его за роман "Все люди – враги". Артур Хейли еще восхитителен. Я прочитала его "Аэропорт" и на английском. Изумительный! Человек изучает сначала все, как оно есть. Он сначала работает в этом аэропорту – потом пишет. Сюжет придумывает, но – реалии у него. Вот я стараюсь, чтобы у меня были реалии. А придумать сюжет, конечно, нужно, потому что без сюжета все распадается".

Также в интервью:

  • "Он на меня не обиделся, сказал, что я отгадала его психологию…" – о рассказе "Рейс подешевле";
  • "Я наблюдала гей-парад в Брюсселе…", – о путешествиях, моде и любви к ближнему;
  • "Нужно спасать имидж", – о рассказе "Бюро героической смерти";
  • "Пока не будет великой литературы, не будет языка", – о великих империях, классиках, аристократах и деградации;
  • "Реалии все соблюдены", – о рассказах "Военнопленные" и "Дети Багеровского подземелья";
  • "Обычная проблема школы – дисциплина. У меня на уроках такой проблемы нет", – об учительском труде;
  • "Единственный, кто мне ответил, – театр Льва Додина", – о драмах;
  • "Удивляюсь тем, у кого ничего нет за душой, а они пишут", – о графомании;
  • "Стихов у меня много, может, пятьсот, может, тысяча…", – о публикации стихотворений;
  • "Филфак пятигорского университета ухохатывался", – о писательской резиденции и стихотворных пародиях;
  • "Я категорически не согласна, что надо возлюбить врагов…", – о религии, мистике и нравственных императивах;
  • "Два слова вычеркиваю – вера и надежда – любовь остается…", – о работе, трактористах, писателях и о любви;
  • "У женщины должно быть больше извилин…", – о женской хитрости, о рассказе "Научно организованный брак";
  • "В рассказе я написала про эти звезды…", – о крымских звездах и облаках – в жизни и на обложке книги;
  • "Надо срочно издавать шестую книжку", – об "Антигерострате".

Слушать аудио выпуск

--------------------------

Присоединяйтесь к калалу Башкортостан 24 в Дзен и будьте в курсе всех последних новостей и событий, происходящих в Уфе и Башкирии!

Мы предлагаем Вам свежие выпуски передач производимые холдингом ГТРК «Башкортостан».