Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Приехали из Москвы в Иваново. В лесу нашли разрушенную водокачку, а на окраине - поезд из параллельной вселенной.

Эх, сейчас бы вернуться в 2010 год, когда недавно закончена школа, а впереди всё студенчество в стенах университета путей сообщения с его подземными дизельными и электрическими лабораториями, методичками, лабами и курсачами, каждый из которых имеет прямое отношение к столь любимой железной дороге... А не вот это вот всё!

Ну мы, в общем-то, и вернёмся отчасти, ведь у нас сохранились фотографии и воспоминания! А заодно увидим своими глазами красоту локомотивов тех лет и убедимся, что перекрашивать их все под одну гребёнку было плохой идеей. Но сначала напоминаю про телеграм-канал "Всё, что движется", где несколько авторов с дзена (и я) размещают анонсы своих публикаций о поездах, городском транспорте и даже о самолётах. А ещё - вот оглавление моего канала. Ознакомьтесь, тут много интересного!

В середине августа 2010 года я в компании двух коллег по увлечению Анатолия и Георгия отправился в Иваново. Тогда локомотивы ещё не перекрашивали в корпоратив, поэтому поездка была организована ради модельного ряда тепловозов, а не из-за их окраски. Нас интересовали всяческие 2ТЭ10, так как до того дня никто из нас эти локомотивы вживую не видел.

Прибытие состоялось в 6 утра. Выйдя из вагона, мы направились к локомотиву, но нагло снимать ТЭП70БС-052 в морду не решились, поскольку ещё не знали, как на фотографов реагируют местные локомотивные бригады, однако в процессе стало понятно, что всем на нас плевать. Ну и хорошо!

ТЭП70БС отцепился от нашего состава.
ТЭП70БС отцепился от нашего состава.

Потом мы с пешеходного моста сфотографировали дизель-поезд РА2, позже их почему-то убрали из Иваново. А теперь - отправляемся в лес, на перегон, чтобы сделать красивые фотографии поездов на природе!

РА2 на станции Иваново. Позже их оттуда почему-то убрали.
РА2 на станции Иваново. Позже их оттуда почему-то убрали.

Пригородный поезд обращением Иваново-Ярославль, который и был нам нужен, отправлялся в 7.55. До отправления оставалось целых 40 минут, поэтому мы отправились на площадь знакомиться с городским транспортом.

Уничтожен трамвай, троллейбусы на грани вымирания, древние автобусы - это Иваново 2010 года.

Самыми интересными автобусы в Иваново были мерседесы модели O 325 и чешские «Каросы». Надо отдать должное: машины были 1980-х годов постройки выглядели неплохо. Мерседесы было приятно видеть, так как они напоминали о Москве начала 2000-х, где работали в те времена.

Мерседес О325. Остались ли они там сейчас? Скорее всего, нет. Всё-таки 10 лет прошло, а эти автобусы уже тогда считались старыми.
Мерседес О325. Остались ли они там сейчас? Скорее всего, нет. Всё-таки 10 лет прошло, а эти автобусы уже тогда считались старыми.

Чешские же автобусы марки "Кароса" всегда были в России очень редки, в Москве же их вообще не эксплуатировали, тем интереснее было их фотографировать. Увы, почти все представители этой модели были облеплены рекламой и толстым слоем дорожной пыли, поэтому, несмотря на свою редкость, ярких впечатлений не вызвали. Прокатиться в них не получилось.

А это чешский автоубс "Кароса". Таких в России вообще можно было по пальцам пересчитать.
А это чешский автоубс "Кароса". Таких в России вообще можно было по пальцам пересчитать.

Троллейбусы представляли меньший интерес. В 2010 году парк состоял из наших любимых ЗИУ-9, большинство из которых выглядели так, будто их сначала отправили на металлобазу резать на гвозди, но потом передумали и вернули на маршруты. Но были и экземпляры, прошедшие капитальный ремонт на местном предприятии - эти смотрелись как новые. Кроме ЗИУ-9 попался один ЛИАЗ-5280, это троллейбус в кузове автобуса ЛИАЗ-5256.

ЗИУ-9, модернизированный и работающий в Иваново
ЗИУ-9, модернизированный и работающий в Иваново

Что же касается трамвая, всё, что осталось от былой роскоши – это два снегоочистителя (ВТК-01 и ГС-4), каркас вагона КТМ-1 на территории бывшего трамвайного депо и заросшие ржавые пути от депо до привокзальной площади, которые после неё упираются в недавно построенный забор. Трамвайная сеть в Иваново закрыта в 2008 году.

Снегочисты на территории трамвайного депо
Снегочисты на территории трамвайного депо

Вагон КТМ-1 является музейной редкостью, поэтому каркас в 2011 году увезли в Ярославль, где должны были сделать из него ходовой вагон, но до настоящего времени работы не закончены.

Кузов вагона КТМ-1. В 2011 году его увезли в Ярославль на реставрацию. Закончили ли реставрацию на сегодняшний день - неизвестно, но, скорее всего, нет, иначе были бы фотки на СТТСе.
Кузов вагона КТМ-1. В 2011 году его увезли в Ярославль на реставрацию. Закончили ли реставрацию на сегодняшний день - неизвестно, но, скорее всего, нет, иначе были бы фотки на СТТСе.
Остатки трамвайной сети около ЖД вокзала. Вид в сторону трамвайного депо. За моей спиной рельсы упираются в забор, огораживающий стройплощадку.
Остатки трамвайной сети около ЖД вокзала. Вид в сторону трамвайного депо. За моей спиной рельсы упираются в забор, огораживающий стройплощадку.

В целом, транспортная сеть произвела грустное, безнадёжное впечатление (не подвижной состав, а общая картина). На остановках нет опознавательных знаков, в транспорте остановки не объявляются, а подвижной состав почти весь немытый. Уничтожение трамвая в городе отбросило систему на уровень развития начала 20 века, а автобусы и троллейбусы в силу отвратительного состояния дорог ездили медленно.

Парад по-настоящему красивых тепловозов

В 7.45 мы сели в первый вагон поезда и через 10 минут он поехал, ведомый тепловозом ТЭП70-0559. Мы вышли на станции Ермолино и сразу засняли пригород у перрона. Когда я сейчас гляжу на эту фотографию, у меня наворачивается слеза. Какой красивый тепловоз! Полюбуйтесь, как сочетаются его цвета - бордовый низ и верх и розовая середина, отделённая жёлтыми полосами. И в Иваново почти все ТЭП70 были окрашены подобным образом. А вагоны? Все - в фирменном окрасе Северной железной дороги - сине-зелёные. Сейчас ничего подобного вы не увидите: везде так называемый корпоративный окрас, который полностью уничтожил идентичность отдельных железных дорог и локомотивных депо.

ТЭП70-0559 с пригородным поездом на станции Ермолино
ТЭП70-0559 с пригородным поездом на станции Ермолино
Фото не совсем в тему, но просто посмотрите, как красили тепловозы в 2008 - 2010 годах в депо Иваново. Это тоже их тепловоз, фото сделано в Александрове, август 2008 года. Оранжевый и бордовый - можно ли налюбоваться?
Фото не совсем в тему, но просто посмотрите, как красили тепловозы в 2008 - 2010 годах в депо Иваново. Это тоже их тепловоз, фото сделано в Александрове, август 2008 года. Оранжевый и бордовый - можно ли налюбоваться?

Ермолино представляет собой узловую станцию, нечётная горловина которой разделяется на две ветви – в Ярославль и в Кинешму. Ветка на Кинешму имеет грустную судьбу: она должна была напрямую соединить Иваново с Костромой, но в Кинешме так и не был построен железнодорожный мост через Волгу, при том, что железная дорога заходит в город с обеих её сторон - и с Иваново и с Костромы. В 2010 году, на момент всех этих съёмок и написания первоначальной статьи, на Кинешму ходил Московский поезд, а также пригородный и местный грузовой с Иваново. Насколько я знаю, всё это остаётся и сегодня.

Через 30 минут после нашего поезда проследовал пригородный на Кинешму, который мы сфотографировали на ветке. Он был с таким же нарядным ТЭП70 под номером 541. Увы, уйти подальше и снять поезд без того страшного серого ангара, мы не успели, а может быть, и не подумали. Отношение к собственным фотографиям в те времена было гораздо проще, чем теперь.

ТЭП70-0541 с пригородным на Кинешму
ТЭП70-0541 с пригородным на Кинешму

Сделав этот прекрасный кадр, мы вернулись не перрон станции Ермолино, и, хлебнув чая с печеньем, начали наш марш-бросок пешком в сторону Иваново. Да, сейчас это сложно представить, но именно так мы и снимали поезда - приезжали на незнакомый перегон и просто шли пешком до ближайшего остановочного пункта, чтобы там сесть в пригород и вернуться в город. Не беспокоились по поводу того, какой будет пейзаж, будет ли снимок сделан из кустов или с холма, не имели чёткого представления даже о том, какие там ходят локомотивы, знали только - 2ТЭ10 и ТЭП70. Не было "Санкалька", по которому заранее можно вычислить, когда и где какое освещение, не было хорошей техники. Более того, в 2010 году я только-только перестал поголовно сжимать все подряд фотогарфии в picture manager до 1024 пикселей по ширине. Представляете, сколько уникальных снимков я себе испортил с 2008 по 2010 год? Сейчас плачу кровавыми слезами...

Когда мы покидали станцию Ермолино, на неё закатился зелёный 2ТЭ10М с грузовым поездом. До того момента я 2ТЭ10 даже вживую не видел, так что для меня такой тепловоз оказался в диковину: он большой, зелёный и бубнящий. Эх, жаль я видео не снимал. Сейчас таких тепловозов в Иваново не осталось.

2ТЭ10М закатывается на станцию Ермолино
2ТЭ10М закатывается на станцию Ермолино

Также на станции Ермолино выполнял манёвры тепловоз ЧМЭ3-3290, да не простой, а синего цвета! Сейчас даже зелёный ЧМЭ3 поймать - огромная удача, а тут синий, да ещё и с вагоном Северной железной дороги. Синий ЧМЭ3 - это, кстати, была такая же фишка депо Иваново, как бордово-розовый ТЭП70 - хотели и могли так необычно красить локомотивы в те годы.

Синий ЧМЭ3 - ещё один козырь депо Иваново
Синий ЧМЭ3 - ещё один козырь депо Иваново

Мы планировали дойти пешком до Иваново, но вполне ожидаемо, по жаре сделать это у нас не получилось и мы закончили прогулку на станции Строкино, пройдя чуть больше половины пути. Но за эти 9 километров нам попалась целая гора интереснейших локомотивов. К сожалению, погода была солнечной, и снимать хорошо можно было только локомотивы, идущие из Иваново, что было весьма печально, так как в обратную сторону в тот день был 2ТЭ10В раннего выпуска, с трубчатым метельником. Такие можно было встретить до 2013 года. Кстати, в Вологде на территории ЖД техникума до 2016 года сохранялся, наверное, последний 2ТЭ10В раннего выпуска под номером 3491, но его за каким-то лешим разрезали в металл.

Ранний 2ТЭ10В. К сожалению, шёл против света. Тёмный передок и выбитое небо, даже в 2010 году было ясно, что фотка не удалась на славу.
Ранний 2ТЭ10В. К сожалению, шёл против света. Тёмный передок и выбитое небо, даже в 2010 году было ясно, что фотка не удалась на славу.

Кроме этого 2ТЭ10В, против света был ещё пассажирский поезд Санкт-Петербург - Иваново с тепловозом ТЭП70-0065. Этот тепловоз был не Ивановский, а Великолукский, то есть, вообще с Октябрьской дороги, поэтому и окрас у него был не столь оригинальный. Сейчас этот тепловоз работает на Свердловской дороге в депо Войновка.

ТЭП70-0065 с поездом СПБ - Иваново
ТЭП70-0065 с поездом СПБ - Иваново

Со стороны Иваново, кроме зелёного 2ТЭ10М, проскочил лишь один поезд - это был местный вывозной на Кинешму, зато с каким он был тепловозом! 2ТЭ10МК-2600: ярко-красный красавец с жёлтой полосой и стальными блестящими накладками на передке - что может быть прекраснее? Тепловоз этот так и проработал "гонялкой" на Кинешму до 2014 года, а сейчас трудится в депо Котлас. Свой уникальный окрас он, разумеется, потерял.

2ТЭ10МК-2600 с вывозом на Кинешму
2ТЭ10МК-2600 с вывозом на Кинешму

Постепенно солнце повернулось и стало освещать поезда, идущие на Иваново. И уже под новым освещением, мы поймали ещё один 2ТЭ10М и ещё один 2ТЭ10В, правда более позднего выпуска. Стоит отметить, что в 2010 году я не заметил разницы между 3455 и 4115, но уже тогда понимал, что тепловоз 2ТЭ10В сам по себе очень редкий зверь. Последние 2ТЭ10В трудились в Котласе до 2016 года.

2ТЭ10М с грузовым на Иваново. Никогда не обрезайте хвосты поездам на фотографиях.
2ТЭ10М с грузовым на Иваново. Никогда не обрезайте хвосты поездам на фотографиях.
Вэшка позднего выпуска, "по солнцу", правда, тоже снята из кустов.
Вэшка позднего выпуска, "по солнцу", правда, тоже снята из кустов.

Также на перегоне Ермолино - Строкино мы обнаружили руины старой небольшой гидроэлектростанции. До чего ж прекрасна её доревлоюционная архитектура! И все мы пркерасно понимаем, как выглядела бы аналогичная постройка, возведённая в современности: пара коробок, обшитых железным серым сайдингом. Грустно, что технологии строительства красивого были утрачены, но ещё грустнее, что моральные уроды из местной дирекции гражданских сооружений (или у кого он был на балансе?) в 2019 году сровняли эту чудесную постройку с землёй. Вы мросто мерзавцы! Чем вам эти руины не угодили? Или вы просто ненавидите всё красивое? Нет, серьёзно, они портатили силы и средства, чтобы снести основательное здание, находящееся вдали от дорог, которое было местной изюминкой... А потом ноют, что у них рабочих рук, видите ли, не хватает! Лучше бы отремонтировали что-нибудь вместо того, чтобы вандализмом заниматься.

Несмотря на то, что в Строкино до обратного пригородного поезда на Иваново оставалось целых три часа, дальше мы не пошли. Куда там? Запыхавшиеся, без еды и воды, да и в поезде некоторым совсем не удалось поспать - какие могут быть ещё 9 километров с такими исходными данными? Отдыхать в зале ожидания мы не стали - там было очень душно, поэтому мы просто уселись на лавку возле здания и начали клевать носом.

Станция Строкино. Зал ожидания.
Станция Строкино. Зал ожидания.

Оставшись на этой станции и бросив идею дойти до Иваново, мы ничего не потеряли, потому что за три часа нашего отдыха поездов не было. Сейчас, в 2021 году, я жалею, что мы какого-то лешего не пользовались услугами такси, ведь можно было уехать в город, или на другой перегон, например, на участок Иваново - Ковров, где могли быть свои поезда, которые до нас, находящихся условно между Иваново и Ярославлем, не доехали бы. А так мы просто потеряли целых три часа.

В конце концов, мы дождались пригородного, сели в него, и, заплатив по 17 рублей кондукторше, вернулись на вокзал города невест. Желудки у нас всех были пустые, и мы решили пообедать в макдоналдсе. До него мы добрались на неспешном троллейбусе 11-го маршрута от вокзала. Пока мы поедали булки, я вдруг вовремя вспомнил об одной очень интересной штуковине – электрической узкоколейке силикатного завода, фотографии которой я видел до этого в интернете. Правда, я понятия не имел, где она, и как до неё добраться, а смартфонов с интернетом ни у кого в те времена не было. Конечно, в моей кнопочной нокии было (ещё JAR!!!) приложение с яндекс картами, но сам чёрт ногу сломит, найти в ней этот силикатный завод и узкоколейку. Я связался по аське (аська, тогда ещё была в массовом применении) с другоми Маратом, и он объяснил мне, что силикатный завод находится на Минской улице. Мы вышли из макдака, на остановке я спросил у местной женщины, как туда доехать, и нам крупно повезло – оказалось, что из этого места туда есть прямая маршрутка. Мы стали ждать и через несколько минут прикатилась побитая жизнью и небрежными пассажирами газелька 35 маршрута. 10 рублей, и эта развалюха, тормозя у каждого столба, довезла нас до силикатного завода. В маршрутке я наудачу спросил про узкоколейку у какой-то бабушки, и внезапно, оказалось, что бабушка про узкоколейку в курсе, что меня, конечно, удивило, ведь до этого я считал, что «нежелезнодорожное» население не может отличить тепловоз от паровоза, а тут, понимаете, целая бабушка, которая знает, что в её городе есть промышленная узкоколейка. Хотя, скорее всего, это была сотрудница силикатного завода.

Железная дорога из параллельной вселенной

В общем, вышли мы около силикатного завода, но тут выяснилось, что добраться до него - это было ещё полбеды, надо ведь было отыскать эту узкоколейку, а на имеющихся мобильных картах она не отображалась. И тут вступает в силу поговорка - "Язык до Киева доведёт".

Вот такая картина предстала нам, когда мы вышли из маршрутки. И куда идти? Выяснилось, что да, именно туда - вглубь неизвестности по грунтовой дороге.
Вот такая картина предстала нам, когда мы вышли из маршрутки. И куда идти? Выяснилось, что да, именно туда - вглубь неизвестности по грунтовой дороге.

Мы нашли узкоколейку, интуитивно направившись в сторону "задворок" завода вдоль его ограждения, попутно спрашивая дорогу у местных. И вот выбрались на какой-то пустырь, перемешанный с дачными участками, соседствующими с корпусами завода. Вот видны косые столбы и кривая контактная сеть, а рельсы скрыты в траве. Состояние рельсового полотна на удивление хорошее – лежат достаточно ровные (по меркам узкоколеек) рельсы типа Р50 с хорошим накатом. А вот контактная сеть оставляет желать лучшего - мало того, что провод можно (но не нужно) потрогать рукой, так ещё он корявый как сутулая собака - стрела провеса, неровности, чуть ли не узелки, да и внешне не было даже похоже на то, что он сделан из меди. Опоры сделаны из дерева, и по пальцам можно было пересчитать те, которые не покосились.

Яркая иллюстрация пути - таким ровным рельсам может позавидовать любая узкоколейка
Яркая иллюстрация пути - таким ровным рельсам может позавидовать любая узкоколейка
Полюбуйтесь на контактный провод. Когда вы на даче кидаете кабель от дома до садового туалета, даже он более ровный, чем этот.
Полюбуйтесь на контактный провод. Когда вы на даче кидаете кабель от дома до садового туалета, даже он более ровный, чем этот.

Но, несмотря на всё это, движение по дороге осуществлось, причём достаточно интенсивно. Возят по ней песок в вагонах-самосвалах, каждый поезд состоит из двух таких вагонов и локомотива. Песок загружают на местном карьере и доставляют на силикатный завод, где превращают в кирпич и другие строительные материалы. По большому счёту, эта узкоколейка - лишь часть технологического процесса завода, а для ребят вроде нас это целая вселенная. Мимо нас успели проехать только два поезда, но, имея в запасе полчаса, рассчитывать на большее не приходится, ведь надо ещё отсюда выбраться, поужинать, и успеть сесть в поезд.

Электровоз К-14.
Электровоз К-14.

Больше всего на этой узкоколейке меня впечатлили, естественно, электровозы. Честно говоря, выглядят они совсем не красиво, я бы даже сказал, стрёмно. Самые настоящие утюги на колёсах, сразу видно, что об их эстетичности изготовители не беспокоились от слова совсем, но оно и понятно - изначально электровозы этих серий строились для работы в шахтах, для них главное - функциональность, а не внешность. Силикатному заводу ничто не помешало их использовать под открытым небом - справляются хорошо. В высоту и К10 и К14 суть меньше пары метров, от горшка два вершка, как говорится. К10 по форме напоминает кабину грузовика с длинным капотом, а К14 – автомобиль с кузовом седан. В качестве токосъёмника используется бугель – как на старых трамваях, только ещё более упрощённый. На спусках бугель опускают, чтобы снизить износ его и контактного провода. Машинист с лицом кочегара в кабинке сидит боком к движению и уныло смотрит вперёд, что напомнило мне фильм «Кин-дза-дза» - там тоже какой-то непонятный пепелац и чумазые пилоты.

Электровоз К-10
Электровоз К-10

И, тем не менее, эта техника жутко заинтересовала меня. Благодаря узкоколейке город Иваново я мысленно внёс в список «Приехать ещё раз». Позже я действительно возвращался в Иваново, но на эту узкоколейку так и не попал, а в 2018 году движение на карьер по ней прекратилось. Песок стали возить с другого карьера на автомобилях. На территории завода движение сохраняется, и очень редко поезда выезжают на перегон, чтобы в километре от завода свалить отходы производства, а, зная нашу страну, я сомневаюсь, что песок вновь начнут возить по железной дороге.

После посещения узкоколейки мы вернулись на привокзальную площадь, где до отправлений поезда поймали ещё один любопытный экземпляр - Мерседес О307. Тогда он не был редким: подобных автобусов было полно в Подмосковье, можно было даже встретить варианты с гармошкой. А сейчас эти автобусы остались только в Екатеринбурге, где целых пять экземпляров до сих пор возят пассажиров.

Мерседес О307, снятый незадолго до отъезда. Автобус из 1980-х, да ещё и работает в Иваново, а выглядит, как новый.
Мерседес О307, снятый незадолго до отъезда. Автобус из 1980-х, да ещё и работает в Иваново, а выглядит, как новый.

И ещё мы засняли грусть-печальный ЗИУ-682 1993 года постройки, который выглядел так, будто его достали с многолетнего хранения и отправили в работу без малейшей подготовки. Сейчас в Иваново такого уже не осталось.

Типичный ЗИУ-9 в Иваново в 2010 году. Весь облеплен рекламой, грязный, с ободраным бампером.
Типичный ЗИУ-9 в Иваново в 2010 году. Весь облеплен рекламой, грязный, с ободраным бампером.

После фотоохоты мы купили воды в дорогу, сели в тот же самый поезд и в тот же самый вагон, который вёз нас сюда. В пути Толян и Гошан каким-то чудесным образом уснули почти сразу, но как, чёрт побери, им это удалось? Ведь в конце вагона поддатый старичок во весь голос, матерясь, философствовал о жизни, на сидении сзади такой же подвыпивший объяснял своему соседу, как надо обращаться с женщинами, а спавший перед нами дядька храпел на весь вагон.

Поезд прибыл в Москву в половине пятого утра. Толян поехал домой на электричке с Ярославского вокзала, нам же с Гошаном было нужно метро, а оно, как вы понимаете, ещё было закрыто, так что мы выбрали романтическую прогулку по утренней Москве вдоль 37 маршрута трамвая. Трамваи начинают ездить по Москве раньше, чем метро - мы по дороге видели целых четыре вагона! Правда, не в нужную нам сторону. Когда мы добрались до Бауманской, метро уже открылось, и я распрощался с Гошаном, а сам сел в неожиданно появившийся вагон 50 маршрута и доехал в нём до Лефортовской набережной. Мне нужен был 43-й, который довёз бы меня до дома, но его не было, так что я продолжил идти пешком. Так, стоп, трамвайная пробка? В 6 часов утра? На Рогожском Валу? Ого, да тут, видимо, половина сегодняшнего выпуска Октябрьского трамвайного депо! А, всё ясно, вон вагон 4313, а вон - разбитый о него внедорожник... И как таких за руль пускают?!

В 6.15 я уже был дома. Выпил горячий чай и лёг спать.

Только вот непонятно, какие выводы следует сделать из всей этой истории? А такие, что из-за перекрашивания локомотивов стирается индивидуальность отдельных локомотивных депо и дорог. Раньше по окраске можно было определить принадлежность локомотива если не к конкретному депо, то хотя бы к железной дороге, а сейчас, когда все они выглядят одинаково, пропадает всякий смысл ради них путешествовать по России. Действительно, зачем ехать из Петербурга в Сургут, если и там и там - одинаковые красно-серые 2ТЭ116У? Это как рыбалка: едва ли рыбак обрадуется, если посетит пяток водоёмов, и в каждом из них поймает только одинаковых мелких карсей.

Так что моя оценка корпоративной окраске РЖД - 0 ехидных улыбок Владимира Якунина из 10. Испоганили всю железную дорогу, ей богу! А вы что думаете? Небось, уже готовитесь написать комментарий в духе "вам шашечки или ехать"? Что ж, пишите, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

Поездка в Иваново в 2012 году: