Знаете, что я своим извращённым и циничным мозгом увидел в этом фильме? Вот, расскажу. Рассаживайтесь.
Жил мальчик, которому нравилась девочка.
Но для девочки этот мальчик был только "один из". Как все, как остальные одноклассники, то есть.
Мальчик очень хотел как-то задружиться с девочкой поближе. Стать для неё не "одним из", а особенным. В таком возрасте первая влюблённость (ещё не любовь!) бывает самая светлая, чистая, наивная и небесная! Самая такая, которую потом помнят всю жизнь! Вы же помните свою, да? Я вот помню.
Учительница объявила, что в школе начинается акция (ах, как многочисленные районные Управления образования любят всякие акции!). На тему "традиции и инновации". Ученики будут придумывать образ Города Будущего! Предлагается нарисовать эскизы городов будущего, как их каждый себе представляет, а потом устроить выставку этих рисунков.
Девочка предложила, чтобы на открытии этой выставки выступил её друг - китайский музыкант. Ровесник. Не просто из другой школы, а из Гнесинки. Он так сказал. Девочка знала, что этот парень может сыграть не просто ноты, а настроение. Причём чего угодно - настроение города, улицы, дома... Импровизация такая. По её мнению, музыка стала бы прекрасным дополнением к ауре выставки. Города́ будущего и музыка будущего... Музыка будущих городов!
Из всего этого мальчик понял только одно: у него есть соперник. Который умнее, талантливее, и во всех смыслах интереснее для девочки, чем он сам.
Он сделал всё, чтобы никакой музыки на выставке не было. Дескать, "у нас тут совсем не про это, при чём тут музыка", и всё такое. Фраза "архитектура - это застывшая музыка" в фильме так и не прозвучала, кстати. Или я опять что-то пропустил...
На открытие выставки китайский ровесник всё же пришёл. Не для того, чтобы сыграть, а просто - по приглашению девочки, чтобы посидеть на задних рядах. Мальчик заметил его и попытался устроить скандал. Не получилось. Китайский музыкант ничего не понял, а мальчик выбежал из зала, не в силах больше тут находиться.
А потом он взял, и устроил маленькую подлянку. Маленькую месть.
Он набрался храбрости и пригласил девочку погулять с ним. Она согласилась. И вот надо же: прогулка оказалась именно в тот день и в тот час, когда китайский виртуоз чуть раньше пригласил девочку на свой концерт. А она и забыла! Да и гулять они пошли в парк, находившийся очень далеко от концертного зала. Ну, так вышло. Чисто случайно, конечно же!
Девочка, волоча за собой хмурого мальчика, ловит такси и мчится через весь город. Она вбегает в концертный зал, когда китайский друг уже раскланивается, принимает букеты и направляется к выходу.
Слёзы. Истерика. Подруги: "Не плачь, Мила, всё хорошо..."
Мальчик робко: "Может, погуляем в следующий раз?"
Девочка с ледяным холодом: "Прости, но у меня все выходные заняты!"
Маленькая драма. Первый серьёзный опыт, что забывать о данных обещаниях нельзя - можно лишиться важного, а получить сиюминутное. Или ничего не получить, кроме раскаяния.
Дальше будет критика - взгляд с моей собственной колокольни. Можно не читать. Про что фильм - я уже рассказал.
Для начала. Каждый фильм проекта "Киноуроки" по идее раскрывает одно из качеств характера. Данный фильм, согласно аннотации на официальном сайте, связан темой "Согласованность". Вот цитата с сайта:
"Согласованность — это как сыгранный оркестр: каждый музыкальный инструмент играет свою партию, но при этом создается единая прекрасная мелодия. Каждый инструмент настроен на единый камертон."
Внимание, вопрос: где? Где согласованность? Мне показалось, что нам рассказали историю о девочке, которая совершила ошибку, забыла про обещание. И про мальчика, который попытался получить внимание девочки неправильным способом, и поплатился за это.
Дальше. Знаете, я ведь и сам работаю в школе. Кое-что про эту среду знаю. Поэтому мне совершенно уныло видеть некоторые сцены. Например, такую.
Дети всем классом сажают цветочки на клумбах. Обсуждают новую акцию, которой их осчастливили. Тут подходит учительница, и с румяной улыбкой, глядя вдаль, начинает урок. Да-да, именно так - это урок! На клумбе. Вернее, академическая лекция о принципах построения образов городов будущего в условиях... и так далее. Может быть, перед нею стоял телесуфлёр, и она читала с него текст на камеру. Образец чудовищного канцелярита, или шершавого языка плаката. Посмотрите сами, вам понравится! К счастью, из этой речи всё же удалили номера и даты приказов Министерства, названия сопровождающих руководящих документов, ссылки на распоряжения зам.директора Управления, и так далее. Щютка.
Кстати, не одна эта учительница там такая. Они все там говорят такими плакатами! Даже в диалогах, когда беседуют двое, один на один! Не верите? Так не бывает, говорите? Вот и зря. В кино всё бывает. :)
Знаете, как обычные, некиношные дети отреагировали бы на такое? Однозначно: они молча уткнулись бы в клумбу и принялись бы усиленно ковырять свои цветочки. Лишь бы не расхохотаться. В самом тяжёлом случае: "Марьванна, вы в порядке? Давление? Может, вам прилечь?"
Короче, вы поняли - "не верю!" Категорически! Так не бывает! Даже в школьных драмкружках старшеклассники играют правдоподобнее.
И такое "не верю!" относится практически ко всем сценам в школе, с участием множества актёров. Только роль девочки Милы юная актриса сыграла отлично, почти без фальши.
Но к сожалению, по-другому здесь никак не получится. Концепция проекта такова, что почти на все роли приглашаются простые дети из обычных школ. Какого-либо актёрского мастерства от них ожидать не приходится. Но друзья мои! Хотя бы диалоги-то можно было прописать как-то поближе к реальности! Ну не говорят так люди между собой!
Я уже писал здесь о фильмах проекта "Киноуроки". И могу сказать: там есть работы сильнее. Есть и значительно сильнее! Для меня самая сильная пока - фильм "Там, где мечтают медведи". Изначальная идея фильма настолько пронзительная, что я пару дней потом не мог от неё отделаться! Она, идея, долго ещё крутилась в голове. Вместе с песней. "Чистоты не бывает много..." - да уж это верно. Духовой чистоты.
Здесь, кстати, тоже очень хорошая песня звучит.
Впрочем, что это я? Несчастный, унылый недокритик! Я пытаюсь увидеть в фильме только те смыслы, которые интересны мне самому. А у создателей-то своё мнение... И та самая Согласованность в фильме всё-таки есть! Она есть, признаю! Вот хотя бы: китайский мальчик и русская девочка вполне себе способны найти общий язык и подружиться. А ещё: на сцене стоит целая толпа народу, из разных республик России и даже из других стран. И все вместе декламируют один и тот же стих - каждый на своём родном языке. Вот и Согласованность! Ачётакова?
Ну что ж. Авторы считают, что подобного раскрытия темы достаточно. Они так видят. Я же вижу лишь историю мальчика с рухнувшими надеждами, и историю девочки, раскаявшейся за свою забывчивость. А ещё слышу очень хорошую песню. Привязалась. Несмотря на то, что я по жизни суровый, старый металлер и не знаю слов любви! :)
ЗЫ: А вот так мы сочиняли эту статью: