Билли Бёрн в одночасье становится звездой. Его имя на всех афишах, его лицо на всех телеканалах. Ему остаётся совсем немного, чтобы закрепиться на Олимпе успеха. Но нет, следующий шаг по закону ямы отбрасывает Билли на самое дно. Его творчество более никому не нужно. Его место занято бывшим другом. Билли интуитивно продолжает искать себя на самом дне, понимая, что это - не выход...
Авторский проект Стивена Норрингтона, британского режиссёра, который наиболее известен миру как постановщик первого «Блэйда». Норрингтон начинал свой творческий путь в 80-ые, в качестве одного из ваятелей спецэффектов на съёмочной площадке «Чужих» Джеймса Кэмерона. В 90-ые дебютировал уже в качестве режиссёра с научной фантастикой, прогремел с «Блэйдом» - и, казалось бы, после такого карьера должна была бы пойти в гору.
Однако есть много закулисных моментов, о которых мы не знаем. Во время съёмок «Блэйда» Норрингтону очень не нравилось вмешательство студии. Зрителю повезло, что в проект он пришёл с гораздо более позитивным настроем. Хотя по факту во время съёмок Стивен утратил интерес к фильму, о чём позже рассказывал в интервью. Поэтому он сразу отклонил предложение поставить сиквел.
Стивен был заинтересован в создании отдельного фильма про Дьякона Фроста. Лет десять назад эта информация воспринималась как дикость. Но нынче, когда у нас есть «Эхо» и «Морбиус» - это уже не кажется странным. Тем более, что образ персонажа, роль которого исполнил Стивен Дорфф, был практически полностью создан именно Норрингтоном. Более того - отталкиваясь от видения этого героя он создавал и стилистику фильма. Но к идее данного проекта отнеслись скептически. Свет он не увидел.
В итоге, от всех других крупных предложений он отказался в пользу осуществления своего авторского проекта «В последний момент». И вот именно «В последний момент» - представляет собой наибольший интерес в творчестве этого постановщика. Если не знать всю расписанную выше предысторию, а, скажем, просто увидеть этот необычный фильм по телевизору в случайном порядке, то может сложиться впечатление, что это запоздалая попытка сделать маргинальное кино в духе Тарантино, на которого была повальная мода в 90-ые. Однако присмотревшись повнимательнее, находишь с удивлением, что ни Тарантино, ни Гаем Ричи здесь особо не пахнет.
Это самый настоящий фильм-откровение творца с бунтарскими наклонностями, в котором Норрингтон словно обобщал свой опыт в киноиндустрии. Выпущенная после провальная «Лига выдающихся джентльменов» - не более, чем работа по найму, в которой Норрингтон пытался исправить своё финансовое положение, и как-то восстановить кредит доверия крупных студий.
По форме это будет достаточно узнаваемо, если вы смотрели «Блэйда». Стильно, модно, молодёжно, с массой эффектных клиповых приёмов, и неподдельным очарованием, которое наполняет кадр, даже если в нём схвачена лишь куча хлама. Есть ли в этом перегиб? Отнюдь нет. Кадра ради кадра тут нет и в помине, а быстро плывущая мимо главного героя реальность вполне соответствует философии фильма.
На стыке формы и содержания порой рождаются просто бомбовые моменты. «В последний момент» просто не повезло с прокатом. Его показали на нескольких фестивалях, но едва ли эту работу кто-то воспринял иначе чем «попытка копировать Ричи\Тарантино». Отчего и не нашлось желающих заниматься дистрибуцией.
В сравнении с вышеназванными, работа Норрингтона кажется слишком сложносочинённой, даже перегруженной и затянутой. Но, возможно, если бы не столь тихая премьера, фильм имел бы все шансы стать культовым – поскольку в сравнении с теми же Ричи и Тарантино он ни чуть не уступает в количестве едкой сатиры и сцен, которые хочется цитировать и воспроизводить.
По содержанию же не всякий зритель отметит остроумие Норрингтона, соседствующее с желчным комментарием в адрес индустрии. По сути, это размышление о судьбах тех, на чьих сублимированных страданиях держится вся индустрия развлечений. Род занятий главного героя специально не уточняется, что позволяет его образ сделать неким универсалом с своей абстракции. Художником, творцом, причём в самом широком смысле этих понятий.
Стремительный взлёт, соблазны, падение, постоянно грызущие сомнения, наркотики, самовыражение - описывается история эдакой «однодневки», коих миллион. Довольно честно со стороны автора было ещё и поиграть с нарциссическими чертами личности героя, поскольку компонент может быть и не самый приятный в некоторых проявлениях, но всё же имеет место быть.
Можно конечно всё поведанное воспринимать исключительно как бэд-трип больного воображения художника, который интерпретирует прогулку по лондонскому дну в качестве аллегории собственного творческого пути. С другой стороны, кому-то может быть и совершенно до лампочки вся сатира на индустрию развлечений и её оборотную сторону. Но между тем, в этой истории Норрингтон выводит и некий такой общечеловеческий мотив, ведь не один художникам свойственно стремиться стать большой величиной в завтрашнем дне.
Пускай изящества и складности в этом действительно недостаёт, но всё же сейчас «В последний момент» невольно воспринимается как лебединая песнь непонятого художника. Через два года выйдет «Лига выдающихся джентльменов», после которой и Норрингтон и Коннери уйдут из кино насовсем. Так что если хотите узнать, почему режиссёр «Блэйда» исчез с радаров – посмотрите «В последний момент». Он более чем красноречиво ответит на этот вопрос.
На съёмочной площадке «Лиги выдающихся джентльменов» Норрингтон был под сильным давлением студии, что, в свою очередь, вызывало обратное сопротивление со стороны режиссёра. А Коннери, с годами привыкший ценить своё время, был очень недоволен тем, как долго Норрингтон искал творческие решения для той или сцены.
Дело дошло до личных препираний, когда ветеран кино стал выражать своё недовольство методами работы Норрингтона. Тот, в свою очередь, не испытывал трепетного пиетета перед звездой. На съёмочной площадке воцарилась мрачная атмосфера, частенько прерываемая криками. Серьёзный инцидент приключился, когда в ответ на угрозы Коннери, Стивен предложил перейти от слов к делу, и ударить его по лицу. Шон не повёлся на провокацию, но в крайнем возмущении покинул площадку.
Джейсон Флеминг, игравший Мистера Хайда, позже в интервью рассказывал ещё об одном эпизоде, который его рассмешил. Норрингтон снял довольно простую сцену, и Шон издевательски крикнул ему: «Ну что? Может ещё один дубль?». Режиссёр ответил в не менее издевательской манере: «Я не думаю, что это слишком просить вас ещё раз пройтись в кадре за 18 миллионов». Гонорар Коннери составил 17 миллионов, возможно, это Флеминг немного ошибся - но непечатные выражения, коими лучший Бонд разразился после этой словесной перепалки - такое точно не забудешь.
На вечеринке в честь премьеры фильма режиссёр не присутствовал. Когда у Шона Коннери спросили, где он может быть, тот ответил лишь: «Проверьте ближайшую психушку». Норрингтон объявил об уходе из кино, но позже вернулся. Он до сих пор работает в качестве художника, гримёра, постановщика спецэффектов. И более того, он вполне себе успел подзаработать на препродакшене нескольких крупнобюджетных фильмов. Через его руки прошли «Битва титанов», «Призрачный гонщик», «Ворон», «Шан-Чи» и даже «Акира». Но, к сожалению, ни один из них под его крылом так и не двинулся до победного.
А между тем «Призрачного гонщика» и «Ворона» из под пера Норрингтона было бы любопытно посмотреть. Из последних новостей Стивен рассказывает, что с помощью современных технологий легко можно делать кино самому - и снимает что-то с парой актёров, зелёным экраном и миниатюрами. И уже не первый год обещает, что через год закончит. Будем надеяться, что однажды кто-нибудь рискнёт дать ему бюджет и полный творческий контроль.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.