В 2019 году индийский премьер-министр Моди был приглашен в качестве Главного Гостя на Восточном Экономическом Форуме во Владивостоке, и президент Путин провел с ним частный тур на судостроительном заводе "Звезда".
Путин гордо продемонстрировал мастерство российского судостроения перед Моди, которому нужно было впечатлиться. Моди был приглашен во Владивосток, потому что России требовались дополнительные инвестиции из Индии в Сахалин, Ванкор и судостроение. Несмотря на впечатления от посещения "Звезды", после которых последовали делегации из Индии для подписания меморандумов, с индийской стороны не было ощущения срочности. На самом деле, учитывая опыт с катастрофой с "Горшковым", Моди уже изменил политику Индии по крупным оборонным закупкам. Индия является одним из крупнейших в мире потребителей оборонных расходов, около 75 миллиардов долларов США.
Правительство Моди начало внедрять условие для всех поставщиков: суда, подводные лодки и другое основное оборудование должны быть построены в Индии. Это изменение политики преобразовало индийскую промышленность, и более чем 500 индийских компаний получили сертификацию на производство высококачественных оборонных изделий.
Для Индийского флота сейчас строится 63 судна, из которых 61 строятся в Индии. Стоимость производства оборонной продукции в стране превысила 12 миллиардов долларов в 2022 году, и к 2026 году она, вероятно, достигнет более 50 миллиардов долларов. Это значительный стимул для индийской промышленности и судостроения.
В 2021 году Моди запустил первый индийский авианосец "Викрант". Индийские верфи "Мазгаон" уже начали заменять российские фрегаты класса "Кривак III" (фрегаты класса "Адмирал Григорович") на семь индийских фрегатов класса "Шивалик" с технологией "невидимости".
Тем не менее, во время визита в 2019 году Путин впечатлил Моди кораблями, построенными на 'Звезде', и вместо предложения продать корабли Индии, он сделал особое предложение, которое Моди не мог отклонить - совместное строительство современных судов в России и Индии.
Также в планах были растущие инвестиции Индии в нефтяные месторождения Сахалина и Ванкора. Индийская государственная компания OVL выступила как крупный и надежный инвестор в "Роснефть".
Санкции создали множество проблем для индийцев, потому что их инвестиции в Сахалин и Ванкор вдруг стали выглядеть рискованными из-за ухода западных партнеров. Индийские инвестиции в Сахалин и Ванкор не были предназначены для экспорта нефти в Индию. Они предназначались для Северной Азии, особенно для южнокорейского рынка. Из-за введенных санкций южнокорейцы отказались покупать нефть, и Exxon и другие партнеры в российских нефтяных проектах начали уходить. "Роснефти" понадобился новый покупатель и дополнительные деньги для продолжения критически важных проектов по добыче нефти.
Кроме того, Нью-Дели столкнулась с еще одной проблемой - более 600 миллионов долларов США ее дивидендов зависли в России из-за санкций.
В знак прочных отношений между Дели и Москвой произошла буря встреч. В течение нескольких месяцев Индия стала одним из крупнейших покупателей российской нефти.
Импорт российской нефти в Индию вырос с 30 000 баррелей в день в феврале до 1,08 миллиона баррелей в день, превышая даже Китай, который импортирует 830 000 баррелей в день. В общей сложности торговый оборот нефти в Азию утроился до 2,5 миллионов баррелей. Этот взлет означает, что Китай и Индия теперь составляют 68% экспорта российской сырой нефти морем, что отражает сложности, с которыми сталкивается Россия на Западе, такие как получение страхования и транспортных услуг.
На Восточном фронте возникла другая проблема. Корпорация "Индийская нефть и природный газ" (ONGC) боролась, чтобы найти хотя бы одно судно для перевозки 700 000 баррелей сырой нефти из Дальнего Востока России. ONGC имеет 20-процентную долю в проекте "Сахалин-1", который производит российский марку нефти "Сокол", который ONGC экспортирует через тендеры. "Сокол" в основном покупают покупатели из Северной Азии и грузят его из Южной Кореи. Обычно грузы нефти "Сокол" первоначально перевозятся из терминала "Де-Кастри" на Дальнем Востоке России с использованием ледокольных судов в Южную Корею, где их затем перегружают на обычные танкеры. Индийские рефинерии редко покупали марку "Сокол", так как сложные логистические задачи делают эту нефть дорогой. В глобальном флоте торговцев существует ограниченное количество ледокольных судов, которые могут быть размещены в любое время. ONGC зависит от ледокольных судов, предоставляемых государственной российской компанией "Совкомфлот" (SCF) для перевозки сырой нефти в порт Йосу в Южной Корее, откуда индийская компания экспортирует товары, в основном на Северную Азию. Кроме того, "Сокол" никогда не подходил для индийских рефинерий, и потребовалось найти новое долгосрочное решение.
На западном фронте крупнейшие клиенты "Роснефти" - Трафигура и Витол - прервали свои соглашения с ней. Не было доступных танкеров для перевозки сырой нефти в Индию. Даже для нефти марки "Урал" индийские рефинерии должны были переоборудоваться, потому что они использовали саудовскую нефть или нефть из Ирака и Ирана "Басра Лайт". Это переоборудование индийцы провели быстро.
Для решения проблемы перевозки нефти внезапно появилась компания под названием Gatik (что на древнеиндийском языке санскрите означает "Скорость").
Перейдем к 2022 году, и заголовки в западных газетах начали громко рассказывать о таинственной индийской компании Gatik, связанной с Rosneft, которая перешла от владения 58 нефтяными танкерами всего за несколько месяцев и начала перевозить российскую сырую нефть в Индию.
Gatik изначально имея всего 2 корабля, за шесть месяцев приобрела ещё 56 танкеров, что сделало компанию одним из крупнейших владельцев танкеров в мире. К удивлению западных аналитиков, эти танкеры исчезли из всех западных записей о страховании, финансировании или сертификации, будто бы они были призраками. Но на данный момент они выполняют свою работу.
Как стало очевидным для "Роснефти" и Министерства энергетики России, что Индия и Китай будут его основными покупателями нефти (и инвесторами) в будущем, начались планы создания нового и современного танкерного флота, исключительно обслуживающего эти рынки. Также необходимо было найти долгосрочное решение для доставки нефти марки "Сокол".
С тех пор ходили множеством слухов, но официальных подтверждений о том, что Москва и Нью-Дели разрабатывают многолетний план, не поступало.
Этот план включает в себя строительство или аренду крупных нефтяных танкеров, чтобы избежать санкций со стороны Запада и обеспечить безопасную и прямую транспортировку сырой нефти между Россией и Индией.
Строительство кораблей в Индии находится на взлете. Недавно государственная индийская компания Cochin Shipyards Ltd (CSL) доставила два полностью электрических грузовых парома в Норвегию, и в планах имеется множество дополнительных заказов. Это представляет собой неожиданный поворот в стратегии Индии, ранее ориентировавшейся на приобретение "зеленых" судов из Европы и США. CSL также заключил контракты на строительство двух судов для клиентов из Европы, которые будут работать на метаноле.
В то время как Индия фокусировалась на строительстве военных кораблей, подводных лодок и буксиров, появилась необходимость строительства нефтяных танкеров, но их производство - это совсем другая история.
Строительство новых судов для Северного-Южного коридора через Каспийское море, чтобы решить проблему контейнерных перевозок из Южной Азии и Объединенных Арабских Эмиратов в Россию, - это то, что индийские судостроительные верфи могли бы сделать с высокой эффективностью и низкой стоимостью в партнерстве с российскими конструкторскими бюро по судостроению.
В долгосрочной перспективе кажется, что "специальное привилегированное стратегическое партнерство" между Россией и Индией, которое построили Путин и Моди, - это не просто пустые слова. Среди прочего, это означает, что они собираются строить много кораблей, больших кораблей.
Но, кажется, "особое привилегированное стратегическое партнерство" между Россией и Индией, которое создали Путин и Моди, - это не только слова. Среди прочего, это означает, что эти два государства собираются строить немало больших судов.
П.С. В российских СМИ много шума вокруг того, что Индия оплачивает российскую нефть рупиями и что эти рупии 'застряли' в Индии. Это результат некоторых не слишком аккуратных и неточных заявлений, появившихся со стороны Москвы. Факт заключается в том, что Индия оплачивает все импорты сырой нефти в долларах. Однако из-за системы SWIFT и банковских санкций Россия не может ни выплатить Индии накопившиеся в России дивиденды, ни забрать свои доллары, которые также накопились в Индии.