Найти тему
Индийский Экономист

"Мы будем строить корабли. Много кораблей. Большие корабли."

В 2019 году индийский премьер-министр Моди был приглашен в качестве Главного Гостя на Восточном Экономическом Форуме во Владивостоке, и президент Путин провел с ним частный тур на судостроительном заводе "Звезда".

Путин проводит экскурсию Моди по судостроительному заводу 'Звезда' в 2019 году.
Путин проводит экскурсию Моди по судостроительному заводу 'Звезда' в 2019 году.

Путин гордо продемонстрировал мастерство российского судостроения перед Моди, которому нужно было впечатлиться. Моди был приглашен во Владивосток, потому что России требовались дополнительные инвестиции из Индии в Сахалин, Ванкор и судостроение. Несмотря на впечатления от посещения "Звезды", после которых последовали делегации из Индии для подписания меморандумов, с индийской стороны не было ощущения срочности. На самом деле, учитывая опыт с катастрофой с "Горшковым", Моди уже изменил политику Индии по крупным оборонным закупкам. Индия является одним из крупнейших в мире потребителей оборонных расходов, около 75 миллиардов долларов США.

Правительство Моди начало внедрять условие для всех поставщиков: суда, подводные лодки и другое основное оборудование должны быть построены в Индии. Это изменение политики преобразовало индийскую промышленность, и более чем 500 индийских компаний получили сертификацию на производство высококачественных оборонных изделий.

В настоящее время у Индии есть два авианосца - INS Викрамадитья и INS Викрант. INS Викрант произведен в Индии, и Индийский Военно-морской флот готовится к заказу еще одного авианосца, также сделанного в Индии. INS Викрамадитья - это "известный" российский авианосец "Адмирал Горшков", контракт который почти разрушил индо-российские отношения в области обороны.
В настоящее время у Индии есть два авианосца - INS Викрамадитья и INS Викрант. INS Викрант произведен в Индии, и Индийский Военно-морской флот готовится к заказу еще одного авианосца, также сделанного в Индии. INS Викрамадитья - это "известный" российский авианосец "Адмирал Горшков", контракт который почти разрушил индо-российские отношения в области обороны.

Для Индийского флота сейчас строится 63 судна, из которых 61 строятся в Индии. Стоимость производства оборонной продукции в стране превысила 12 миллиардов долларов в 2022 году, и к 2026 году она, вероятно, достигнет более 50 миллиардов долларов. Это значительный стимул для индийской промышленности и судостроения.

Моди запускает авианосец INS Викрант, сделанный в Индии.
Моди запускает авианосец INS Викрант, сделанный в Индии.

В 2021 году Моди запустил первый индийский авианосец "Викрант". Индийские верфи "Мазгаон" уже начали заменять российские фрегаты класса "Кривак III" (фрегаты класса "Адмирал Григорович") на семь индийских фрегатов класса "Шивалик" с технологией "невидимости".

В 2022 году была запущена подводная лодка INS Vagsheer. Это последняя из шести подводных лодок P75 Scorpene®, полностью построенных на индийской верфи "Мазагон Док" на основе передачи технологий от "Naval Group"
В 2022 году была запущена подводная лодка INS Vagsheer. Это последняя из шести подводных лодок P75 Scorpene®, полностью построенных на индийской верфи "Мазагон Док" на основе передачи технологий от "Naval Group"

Тем не менее, во время визита в 2019 году Путин впечатлил Моди кораблями, построенными на 'Звезде', и вместо предложения продать корабли Индии, он сделал особое предложение, которое Моди не мог отклонить - совместное строительство современных судов в России и Индии.

Также в планах были растущие инвестиции Индии в нефтяные месторождения Сахалина и Ванкора. Индийская государственная компания OVL выступила как крупный и надежный инвестор в "Роснефть".

Санкции создали множество проблем для индийцев, потому что их инвестиции в Сахалин и Ванкор вдруг стали выглядеть рискованными из-за ухода западных партнеров. Индийские инвестиции в Сахалин и Ванкор не были предназначены для экспорта нефти в Индию. Они предназначались для Северной Азии, особенно для южнокорейского рынка. Из-за введенных санкций южнокорейцы отказались покупать нефть, и Exxon и другие партнеры в российских нефтяных проектах начали уходить. "Роснефти" понадобился новый покупатель и дополнительные деньги для продолжения критически важных проектов по добыче нефти.

Кроме того, Нью-Дели столкнулась с еще одной проблемой - более 600 миллионов долларов США ее дивидендов зависли в России из-за санкций.

В знак прочных отношений между Дели и Москвой произошла буря встреч. В течение нескольких месяцев Индия стала одним из крупнейших покупателей российской нефти.

Импорт российской нефти в Индию вырос с 30 000 баррелей в день в феврале до 1,08 миллиона баррелей в день, превышая даже Китай, который импортирует 830 000 баррелей в день. В общей сложности торговый оборот нефти в Азию утроился до 2,5 миллионов баррелей. Этот взлет означает, что Китай и Индия теперь составляют 68% экспорта российской сырой нефти морем, что отражает сложности, с которыми сталкивается Россия на Западе, такие как получение страхования и транспортных услуг.

На Восточном фронте возникла другая проблема. Корпорация "Индийская нефть и природный газ" (ONGC) боролась, чтобы найти хотя бы одно судно для перевозки 700 000 баррелей сырой нефти из Дальнего Востока России. ONGC имеет 20-процентную долю в проекте "Сахалин-1", который производит российский марку нефти "Сокол", который ONGC экспортирует через тендеры. "Сокол" в основном покупают покупатели из Северной Азии и грузят его из Южной Кореи. Обычно грузы нефти "Сокол" первоначально перевозятся из терминала "Де-Кастри" на Дальнем Востоке России с использованием ледокольных судов в Южную Корею, где их затем перегружают на обычные танкеры. Индийские рефинерии редко покупали марку "Сокол", так как сложные логистические задачи делают эту нефть дорогой. В глобальном флоте торговцев существует ограниченное количество ледокольных судов, которые могут быть размещены в любое время. ONGC зависит от ледокольных судов, предоставляемых государственной российской компанией "Совкомфлот" (SCF) для перевозки сырой нефти в порт Йосу в Южной Корее, откуда индийская компания экспортирует товары, в основном на Северную Азию. Кроме того, "Сокол" никогда не подходил для индийских рефинерий, и потребовалось найти новое долгосрочное решение.

На западном фронте крупнейшие клиенты "Роснефти" - Трафигура и Витол - прервали свои соглашения с ней. Не было доступных танкеров для перевозки сырой нефти в Индию. Даже для нефти марки "Урал" индийские рефинерии должны были переоборудоваться, потому что они использовали саудовскую нефть или нефть из Ирака и Ирана "Басра Лайт". Это переоборудование индийцы провели быстро.

Для решения проблемы перевозки нефти внезапно появилась компания под названием Gatik (что на древнеиндийском языке санскрите означает "Скорость").

"Заголовок из Financial Times о таинственной индийской компании Gatik."
"Заголовок из Financial Times о таинственной индийской компании Gatik."

Перейдем к 2022 году, и заголовки в западных газетах начали громко рассказывать о таинственной индийской компании Gatik, связанной с Rosneft, которая перешла от владения 58 нефтяными танкерами всего за несколько месяцев и начала перевозить российскую сырую нефть в Индию.

Gatik изначально имея всего 2 корабля, за шесть месяцев приобрела ещё 56 танкеров, что сделало компанию одним из крупнейших владельцев танкеров в мире. К удивлению западных аналитиков, эти танкеры исчезли из всех западных записей о страховании, финансировании или сертификации, будто бы они были призраками. Но на данный момент они выполняют свою работу.

Как стало очевидным для "Роснефти" и Министерства энергетики России, что Индия и Китай будут его основными покупателями нефти (и инвесторами) в будущем, начались планы создания нового и современного танкерного флота, исключительно обслуживающего эти рынки. Также необходимо было найти долгосрочное решение для доставки нефти марки "Сокол".

С тех пор ходили множеством слухов, но официальных подтверждений о том, что Москва и Нью-Дели разрабатывают многолетний план, не поступало.

Этот план включает в себя строительство или аренду крупных нефтяных танкеров, чтобы избежать санкций со стороны Запада и обеспечить безопасную и прямую транспортировку сырой нефти между Россией и Индией.

Строительство кораблей в Индии находится на взлете. Недавно государственная индийская компания Cochin Shipyards Ltd (CSL) доставила два полностью электрических грузовых парома в Норвегию, и в планах имеется множество дополнительных заказов. Это представляет собой неожиданный поворот в стратегии Индии, ранее ориентировавшейся на приобретение "зеленых" судов из Европы и США. CSL также заключил контракты на строительство двух судов для клиентов из Европы, которые будут работать на метаноле.

-6
-7

-8

В то время как Индия фокусировалась на строительстве военных кораблей, подводных лодок и буксиров, появилась необходимость строительства нефтяных танкеров, но их производство - это совсем другая история.

Строительство новых судов для Северного-Южного коридора через Каспийское море, чтобы решить проблему контейнерных перевозок из Южной Азии и Объединенных Арабских Эмиратов в Россию, - это то, что индийские судостроительные верфи могли бы сделать с высокой эффективностью и низкой стоимостью в партнерстве с российскими конструкторскими бюро по судостроению.

В долгосрочной перспективе кажется, что "специальное привилегированное стратегическое партнерство" между Россией и Индией, которое построили Путин и Моди, - это не просто пустые слова. Среди прочего, это означает, что они собираются строить много кораблей, больших кораблей.

Но, кажется, "особое привилегированное стратегическое партнерство" между Россией и Индией, которое создали Путин и Моди, - это не только слова. Среди прочего, это означает, что эти два государства собираются строить немало больших судов.

П.С. В российских СМИ много шума вокруг того, что Индия оплачивает российскую нефть рупиями и что эти рупии 'застряли' в Индии. Это результат некоторых не слишком аккуратных и неточных заявлений, появившихся со стороны Москвы. Факт заключается в том, что Индия оплачивает все импорты сырой нефти в долларах. Однако из-за системы SWIFT и банковских санкций Россия не может ни выплатить Индии накопившиеся в России дивиденды, ни забрать свои доллары, которые также накопились в Индии.