Урбанизация, индустриализация и постоянные войны потребовали изменение института семьи, в том числе в аспекте образования и воспитание. Семья стала всё больше отдавать функцию воспитания и образования, которые стали больше превращаться в тюнингованные камеры хранения. Пока родителей нет или они на работе, кто-то должен присматривать за детьми. Отдаление родителей и других родственников трансформировало воспитательно-образовательные институты в охранно-сберегательные.
Сегодня базовая функция учителя в школе - "нянечка". То есть важнее присмотреть, углядеть, быть рядом, чем-то относительно безопасно занять, да ещё попытаться что-то полезное запихнуть в голову. Такая продвинутая камера хранения, всё больше напоминающая лагерь с высокими заборами, охранниками, кпп, пропусками.
В этой ситуации очень важно помнить и про ограничения классно-урочной системы, когда школьник находится вне природы, труда, движения, общения, удивления, наблюдения. Походы, субботники, выезды в другие регионы, мастерские, "картошки" и сборы ягод, экспедиции и др. Хоть как-то напоминать про реальную жизнь за школьным забором.
Философствовать можно долго, а хочется просто приводить примеры, которые можно мотать на ус и творчески совершенствовать в своё социуме и крае. Например, в рамках экологического проекта "Зелёная дорога" в Краснодарском крае будут высажены 1050 деревьев, которые прорастили из семечки школьники и воспитанники детских домов: 328 павловний, 567 катальп, 41 чёрный орех, 37 клёнов, 74 извилистые ивы. Девятиклассники из станицы Ладожской даже решили рискнуть и высадить сибирские кедры.
Большую подвижническую работу по посадкам ведёт также Валерий Го (https://vk.com/valerijgo). Если бы мы пиарили больше лесосады, а не войны, то в мире было бы побольше воды, творчества, изобилия, продовольствия и потребность в стравливании целых народов, возможно, снизилась бы. Make agroforestry not war.