Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию очередное продолжение рассказа о Лазаревском кладбище, самом старинном некрополе Санкт – Петербурга.
Кваренги Джакомо (1744-1817)
Великий русский архитектор итальянского происхождения, оставивший заметный след в архитектурном облике Санкт –Петербурга конца 18-начала 19 веков.
Родился в итальянском городе Бергамо.
Учился в Риме , много путешествовал по всей Италии и за её пределами изучая архитектуру разных времен и направлений. Постепенно становится одним из самых известных архитекторов и получает множество заказов, которые с успехом выполняет. В 1779 году в Риме знакомится с Фридрихом Гриммом, который по личному поручению императрицы Екатерины II искал по всей Европе достойных зодчих для работы в России. Кваренги принимает приглашение и 1780 году прибывает в Петербург в качестве «архитектора двора её величества».
За 37 лет работы в России итальянский зодчий построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии и множество других домов и дворцов без которых сегодня невозможно представить облик нашего города. Работал он также в Москве, Харькове, Курске, Риге и других городах Российской империи.
Наверное, это был человек кипучей энергии поскольку параллельно с работой в России успевал бывать и в Европе где не только купался в лучах славы но и продуктивно трудился.
В частности он стал автором главного алтаря в Храме Успения Святой Марии и Святого Иакова в Романо-ди-Ломбардия
В 1811 году Джакомо Кваренги получил от итальянских властей предписание немедленно вернуться на родину. Связанно это было, с готовившимся вторжением Наполеона в Россию. Зодчий проигнорировал приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.
Символично, что одним из последних сооружений Кваренги в Петербурге стали Деревянные триумфальные ворота на Нарвской заставе, через которые летом и осенью 1814 года в столицу возвращались Российские воины – победители. Данное сооружение было временным и в 1827 году Нарвские Триумфальные ворота, были воссозданы в камне и металле архитектором В. П. Стасовым, скульпторами С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским и П. К. Клодтом.
Однако следует сказать, что в целом первоначальный замысел Джакомо Кваренги был сохранен.
Великий архитектор скончался 2 марта 1817 года и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. К сожалению, несмотря на все заслуги перед Россией содержать могилу Кваренги в должном порядке оказалось элементарно некому. В сентябре 1865 г. архитектор, академик В. И. Жибер сообщал Академии Художеств, что могила Кваренги пришла в полное запустение, и кладбищенское начальство предполагает уничтожить памятник и продать место под новое захоронение. Академия собиралась организовать подписку по сбору средств на ремонт памятника, но ничего не было сделано. Место продали под новое захоронение, а старое надгробие оказалось утраченным. Только в 1967 году, когда отмечалось стопятидесяти летие со дня смерти великого архитектора, было объявлено, что останки Кваренги найдены, и прах был перезахоронен «Некрополе 18 века». Для памятника, по всей видимости, были использованы типичные элементы надгробий начала 19 века.
В том же 1967 году у бывшего здания Ассигнационного банка построенного по проекту архитектора был установлен памятник – бюст Кваренги работы скульптора Лазарева
В 2003 году ещё один бюст великого итальянца прославившего русскую архитектуру был открыт на Манежной площади.
Вместе с ним здесь же можно увидеть и других итальянцев, Растрелли Бартоломео Франческо (1700 — 1771), Ринальди Антонио (1710 — 1794), Росси Карл Иванович (1775 — 1849), чьи творения сделали Петербург одним из самых красивых городов мира
Киндяков Петр Васильевич (1768-1827)
Выходец из богатого рода. Крупный землевладелец, хозяин нескольких обширных поместий в Симбирской губернии. Будучи командиром Петербургского драгунского полка, участвовал в заговоре против Императора Павла I. Заговор был раскрыт и Петр Киндяков вместе со своим младшим братом Павлом был арестован и сослан в Сибирь. Находясь в Тобольске женился. После смерти императора Павла получил помилование и переехал в Москву, где купил дом на углу Большой Дмитровки и Копьевского переулка, быстро ставшим одним из центров светской жизни Первопрестольной. Петр Васильевич был отцом трех красавиц дочерей, которых удачно выдал замуж:
1. Мария (1803—1851) стала женой библиографа Сергея Дмитриевича Полторацкого.
2. Елизавета (1804—1854) сочеталась браком с генералом А. В. Пашковым, из рода, тех самых Пашковых владевшим домом напротив Кремля.
3. Екатерина (1812 – 1839) вышла замуж за близкого друга Пушкина А. Н. Раевского.
Петр Васильевич Киндяков скончался в 1827 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Скульптурное надгробие, работы известного итальянского скульптора Паоло Катоцци представляет собой алегорическую фигуру Венеры с крестом в левой руке. Она установлена на гранитном постаменте в виде жертвенника с фронтонами и акротериями. На фронтонах рельефные изображения Всевидящего Ока.
Памятник перенесен в «Некрополь 18 века» в 1931 году.
Козловский Михаил Иванович (1753-1802)
Великий русский скульптор второй половины 18 века. Академик и профессор Императорской Академии художеств.
В 1773 году окончил ИАХ с большой золотой медалью и был направлен за казенный счет для продолжения обучения в Рим и Париж.
За скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом» в 1782 году получил звание «назначенного (кандидата) в академики». С 1794 года академик и профессор ИАХ. Преподавал в академии до конца жизни. Среди его учеников наибольшую известность получили С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Наиболее известными произведениями Михаила Ивановича Козловского стали статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан и памятник Александру Васильевичу Суворову на площади, носящей имя полководца в Санкт-Петербурге. Работы М.И. Козловского можно видеть сегодня в крупнейших художественных музеях России. К сожалению, Михаил Иванович Козловский прожил чуть более 50 лет и скончался в сентябре 1802 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Практически сразу был объявлен конкурс на проект памятника замечательному скульптору. В нем приняли участие О. А. Кипренский, С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, который и был признан победителем.
Памятник достаточно традиционный, но чувствуется, что выполнен с большой любовью и почтением к покойному.
Композиция представляет собой мраморный жертвенник, увенчанный урной с покрывалом на прямоугольной подставке. На западной стороне - барельефное изображение скорбящего гения, облокотившегося на изваяние Бельведерского торса; в руках гения - опущенный факел, у ног - сломанный молоток скульптора.
На восточной стороне в овальном медальоне барельефный портрет Козловского.
При формировании в 30 –е годы 20 века экспозиции Городского музея скульптуры, надгробие Козловского было перенесено в «Некрополь 18 века». При реставрации в 1955 году был восстановлен утраченный барельеф с портретом. Второй барельеф в 1971 году заменен копией в мраморе. Оригинал находится в музейной экспозиции «Знаки памяти».
Колычева Мария Петровна (1755 – 1818)
Уурожденная княжна Волконская дочь статского советника князя Петра Александровича Волконского (1724-1801). Была замужем за коллежским советником Михаилом Петровичем Колычевым.
Тетушка фельдмаршала, светлейшего князя Петра Михайловича Волконского (1776-1852).
Вместе с ней похоронен сын
Колычев Александр Михайлович (1780 – 1859)
Действительный статский советник, камергер. Герольд ордена Андрея Первозванного. К сожалению на нем прервалась мужская линия семейства Колычевых
Надгробие выполнение в мастерской известного скульптора А. Трискорни представляет собой мраморную скульптурную композицию с двумя коленопреклоненными ангелами на облаке. Один из них молитвенно сложил руки, а второй держит бронзовый крест. Постамент прямоугольный с выступающей карнизной плитой, резными фронтонами и акротериями, установлен на двухступенчатом плинте розового гранита. На восточной стороне постамента, закреплена мраморная доска с рельефным гербом Колычевых. На южной была установлена доска из меди с гравировкой, которая ныне утрачена. Обрамляет надгробие кованная железная ограда.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет обязательно продолжена. Всего вам доброго и до скорой встречи.