Найти тему
Евгений Трунов

Компоновка Индивидуальной Программы Развития в АВА-стиле

Я апологет лаконичности. Считаю, что педагогические программы должны быть кратки. Необходимость лаконичности объясняется просто - программы эти редко и мало читают. Чем короче и прозрачнее текст, тем выше шанс, что его в итоге прочтут.
Ещё я горячий сторонник технологичности. Бумага выглядит удобно, но её нельзя моментально обновить. Это второй столп, на котором я базирую процесс создания программ - облачные интернет-технологии.

В настоящий момент я делаю так: родитель создает в сервисе ГуглДиск папку и предоставляет к ней доступ. Почему создает именно родитель, а не педагог? Потому, что тогда папка будет принадлежать именно родителю. Он заказчик услуг и должен иметь полный доступ к виртуальной папке. Так гарантируется сохранность информации.
В главной папке размещаются следующие объекты:

  1. Лист с результатами тестирования. Лучше заранее сделать пустую форму для заброса в новые папки. ГуглДиск или другие подобные сервисы позволяют редактировать документы онлайн.
  2. Собственно сама программа. Ниже мы разберем из чего она должна состоять
  3. Подпапка "Материалы". Сюда сбрасываем заготовки пособий.
  4. Подпапка "Архив". Устаревшие документы и материалы.
  5. Различные информационные и лекционные материалы. Полезная информация, проще говоря.

Документ с программой развития состоит из:

  1. Общая часть. Сюда я преимущественно прописываю то, как следует настроить структурированную среду. Лично для меня практика ABA-педагогики лежит на двух китах: жетонная система и расписание занятия. Сюда же я отношу и PECSы, так как они превосходно сочетаются с "китами".
    Важно в первую очередь показать то, как делаются пексы, расписание, жетонная система. Процесс реального введения этих вещей вы не сможете прописать в программе. Она тогда станет огромных размеров.
  2. Упражнения на навыки. Они же "протоколы". Более подробно прочесть о том, как пишется протокол можно, нажав сюда. Главная идея - не расписывать под каждый навык отдельный лист, а постараться на одном листе уместить несколько протоколов. Тогда у педагога сразу будет перед глазами примерный план работы на занятие со всей нужной информацией.
  3. Рекомендации для тех действий, которые нельзя уложить в четкие схемы. Часто в этот раздел попадают логопедические упражнения или что-то из адаптивной физкультуры.
  4. Завершенные навыки\упражнения. Закрытые и не актуальные навыки я переношу в нижнюю часть программы, чтобы всегда иметь доступ к освоенным умениям.

Про внутренние папки "Материалы" и "Архив" я расписывать не буду.
Документы программ я именую так: "Программа 1 Вася М". Тогда сервис начинает самостоятельно сортировать и упорядочивать программы внутри папки. Внутри главной папки должна находится только одна программа - актуальная.

Итак, в идеале на старте работы педагог или родитель, открывая папку ученика, должен увидеть 4 объекта: Лист диагностики навыков, Программу, папку Материалы, папку Архив.