Я апологет лаконичности. Считаю, что педагогические программы должны быть кратки. Необходимость лаконичности объясняется просто - программы эти редко и мало читают. Чем короче и прозрачнее текст, тем выше шанс, что его в итоге прочтут.
Ещё я горячий сторонник технологичности. Бумага выглядит удобно, но её нельзя моментально обновить. Это второй столп, на котором я базирую процесс создания программ - облачные интернет-технологии.
В настоящий момент я делаю так: родитель создает в сервисе ГуглДиск папку и предоставляет к ней доступ. Почему создает именно родитель, а не педагог? Потому, что тогда папка будет принадлежать именно родителю. Он заказчик услуг и должен иметь полный доступ к виртуальной папке. Так гарантируется сохранность информации.
В главной папке размещаются следующие объекты:
- Лист с результатами тестирования. Лучше заранее сделать пустую форму для заброса в новые папки. ГуглДиск или другие подобные сервисы позволяют редактировать документы онлайн.
- Собственно сама программа. Ниже мы разберем из чего она должна состоять
- Подпапка "Материалы". Сюда сбрасываем заготовки пособий.
- Подпапка "Архив". Устаревшие документы и материалы.
- Различные информационные и лекционные материалы. Полезная информация, проще говоря.
Документ с программой развития состоит из:
- Общая часть. Сюда я преимущественно прописываю то, как следует настроить структурированную среду. Лично для меня практика ABA-педагогики лежит на двух китах: жетонная система и расписание занятия. Сюда же я отношу и PECSы, так как они превосходно сочетаются с "китами".
Важно в первую очередь показать то, как делаются пексы, расписание, жетонная система. Процесс реального введения этих вещей вы не сможете прописать в программе. Она тогда станет огромных размеров. - Упражнения на навыки. Они же "протоколы". Более подробно прочесть о том, как пишется протокол можно, нажав сюда. Главная идея - не расписывать под каждый навык отдельный лист, а постараться на одном листе уместить несколько протоколов. Тогда у педагога сразу будет перед глазами примерный план работы на занятие со всей нужной информацией.
- Рекомендации для тех действий, которые нельзя уложить в четкие схемы. Часто в этот раздел попадают логопедические упражнения или что-то из адаптивной физкультуры.
- Завершенные навыки\упражнения. Закрытые и не актуальные навыки я переношу в нижнюю часть программы, чтобы всегда иметь доступ к освоенным умениям.
Про внутренние папки "Материалы" и "Архив" я расписывать не буду.
Документы программ я именую так: "Программа 1 Вася М". Тогда сервис начинает самостоятельно сортировать и упорядочивать программы внутри папки. Внутри главной папки должна находится только одна программа - актуальная.
Итак, в идеале на старте работы педагог или родитель, открывая папку ученика, должен увидеть 4 объекта: Лист диагностики навыков, Программу, папку Материалы, папку Архив.