Найти в Дзене
Мир кораблей

Первозванные, ставшие последними. Андрей и Павел

Оглавление

В российском флоте начала XX века после Русско-японской войны тяжелых кораблей было ощутимо меньше, чем в передовых флотах Великобритании, Германии или США.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Для восполнения численности создавался тип броненосцев «Андрей Первозванный», но уже в ходе постройки первых двух кораблей стало ясно, что эпоха эскадренных броненосцев прошла. И они стали последними представителями своего класса, построенными в России, и одними из последних в мире.

Броненосец «Андрей Первозванный» вскоре после вступления в строй. Ревель, 1912 год
Броненосец «Андрей Первозванный» вскоре после вступления в строй. Ревель, 1912 год

Последние в своем классе

В конце 1902 года Морской технический комитет занялся разработкой двадцатилетней программы обновления Императорского флота. По итогам совещания были выделены деньги на закладку в 1903-1904 годах четырёх броненосцев для Балтики и Черного моря при условии, что новички будут улучшенными версиями кораблей типа «Бородино».

Вскоре Морской Генеральный штаб представил свои требования, и, в соответствии с ними, конструктор Д.В. Скворцов представил свой проект. Среди прочего, он указывал на необходимость изменений в требованиях конфигурации носовой части кораблей для повышения мореходности, но его аргументы были проигнорированы. Командование стремилось форсировать закладку и утвердило проект, даже не известив конструкторское бюро верфи.

На верфи же, как только стало известно об утверждении заказа, была проведена проверка чертежей. Выявили ошибки — новые механизмы не были учтены до утверждения, а ведь они добавили бы к водоизмещению 500-600 тонн! Возражения руководства верфей были вскользь рассмотрены в июне 1903 года. После небольших доработок, не устранявших проблемы полностью, проект был утверждён: предполагалось построить два корабля, «Андрей Первозванный» и «Император Павел I».

Орудия главного калибра броненосца «Андрей Первозванный», 1912-1914 года
Орудия главного калибра броненосца «Андрей Первозванный», 1912-1914 года

Постройка «Андрея Первозванного» началась на Новой Адмиралтейской верфи в марте 1904 года, а «Императора Павла I» на Балтийском заводе — в октябре того же года. Уже на первых этапах строительства возникли проблемы. Сначала это были бюрократические промахи: энергетические установки заказали по двум разным спецификациям, из-за чего возникли трудности с их сборкой и установкой. Затем начались революционные стачки, и работы над обоими кораблями были приостановлены.

Как столько схлынули революционные настроения, броненосцы взялись переделывать соответственно опыту сражений Русско-японской войны. Так, после гибели «Петропавловска» Морское министерство приказало убрать груз мин с линейных кораблей, в том числе строящихся. С ноября 1904 года до середины 1905 года постепенно сокращалось количество проектируемых торпедных аппаратов.

Чертежи броненосцев типа «Андрей Первозванный» в разные годы разработки.
Чертежи броненосцев типа «Андрей Первозванный» в разные годы разработки.

Противоречивые распоряжения

С начала 1905 года Скворцов стал регулярно получать из министерства порой противоречащие друг другу приказы. К примеру, 9 мая пришёл приказ заменить уже готовившиеся к установке 47-мм орудия вспомогательного калибра на 75-мм. 30 мая, когда их монтировали, приказ изменили и потребовали ставить орудия калибра 120 мм. Опыт Цусимского сражения показал, что бронирование броненосцев оставляло желать лучшего, а потому новичкам решили нарастить броню. Как только это сделали, выявилась проблема с остойчивостью, которую решили, заменив с каждого борта по одной двухорудийной башни 203-мм орудия на три таких же, но в казематах.

Но и это ещё был не конец. Министерство обратило внимание на жалобы моряков, из которых следовало, что некоторые казематы на находящихся в строю броненосцах заливаются, и в связи с этим приказало заклепать часть из них на «Андрее Первозванном». Заодно было приказано заклепать и часть иллюминаторов, чтобы в случае крена уменьшить шанс переворачивая корабля. Только потом выяснилось, что от этого резко ухудшилась вентиляция внутренних помещений, и всё пришлось переделывать.

Еще одним новшеством явилось использование решётчатых мачт с американских линкоров типа South Carolina, чтобы минимизировать риск обрушения в результате попадания снаряда. Но, как и в случае с иллюминаторами, только затем было обнаружено, что конструкция русских кораблей отличается от американских и приводит к тому, что сигнальщики окутываются воронкообразными газами от труб.

После всех переделок и задержек броненосцы вступили в строй в 1911-1912 годах. Ни для кого не было секретом, что эти новые корабли — по сути абсолютно устаревшие и малопригодные к современной войне. Их конструкция была совершенной лишь по меркам начала XX века, а потому тип оценили как бесполезную трату и так ограниченных финансов Российской империи.

Итоговый вариант вооружения броненосцев из британского журнала “Военный ежегодник графа Брасси”, 1912 год
Итоговый вариант вооружения броненосцев из британского журнала “Военный ежегодник графа Брасси”, 1912 год

Чтобы показать флаг

В конечном счёте корабли выглядели следующим образом. Вооружение было многочисленным: 2 × 2 305 мм орудий главного калибра, вспомогательный калибр — 4 × 2 203 мм, 6 × 1 203 мм и 12 × 1 120 мм. Зенитное вооружения составляли 4 × 1 47-мм орудий и 6 пулемётов. Также корабли несли два 457-мм торпедных аппарата.

Броненосцы длиной 138,4 м и нормальным водоизмещением 17 320 тонн приводились в движение двумя 4-цилиндровыми вертикальными паровыми машинами тройного расширения на пару. Пар подавался из 25 котлов Бельвиля и давал мощность 17 600 л/с, что позволяло кораблям разогнаться до 18,5 узлов.

Хотя формальное вступление в строй произошло в 1911-1912 годах, фактически они выходили в море с 1910 года, причём не только на ходовые испытания. Хотя именно они были наиболее частыми: требовалось ликвидировать те проблемы, о которых говорилось ранее. В эти годы корабли официально не вводились в строй ещё и из-за нехватки личного состава. Морскому министерству в принципе не удавалось набрать нужное количество рекрутов, а те, кого набирали, не желали служить на «уродливых сёстрах». Именно так офицеры прозвали новые броненосцы.

21 июня 1912 года офицеры на «Императоре Павле I» узнали о готовящемся мятеже, намеченном на ночь с 24 на 25 июня. До конца лета шло расследование, по итогам которого 53 матроса получили сроки от шести месяцев до шестнадцати лет. Чтобы пресечь подобное в будущем, в сентябре и «Император Павел I», и «Андрей Первозванный» были направлены «показать флаг» в Копенгаген. В следующем году корабли вновь отправились в вояж, посетив Плимут, Шербур и Ставангер.

Летом 1914 года броненосцы типа «Андрей Первозванный» участвовали в учениях и смотре флотов России, Великобритании, Франции и Нидерландов. Затем они отправились к берегам Швеции, чтобы принудить её объявить нейтралитет, а на обратном пути головной корабль серии сел на мель у острова Омуссаар. В первые два месяца Первой мировой оба броненосца выходили в море на патрулирования и участвовали в безуспешных попытках перехвата крейсеров Augsburg и Blücher.

Броненосцы в Гельсингфорсе, зима 1914-1915 годов. Слева направо: «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Цесаревич», «Слава»
Броненосцы в Гельсингфорсе, зима 1914-1915 годов. Слева направо: «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Цесаревич», «Слава»

Как только увеличились риски подводных атак, броненосцы типа «Андрей Первозванный» были поставлены на якорь в финских портах. «Император Павел I» стоял так вплоть до революции 1917 года, а вот «Андрей Первозванный» в апреле-ноябре 1916 года находился на активной службе и даже участвовал в налёте на немецкий конвой.

Рассадник революционных настроений

Вполне очевидно, что длительное простаивание в портах способствовало распространению среди матросов революционных идей. 17 марта (3 марта по старому стилю) 1917 года матросы стоявшего в Хельсинки «Императора Павла I» восстали, убили нескольких офицеров и взяли на себя руководство такими же революционными матросами с других кораблей, включая «Андрея Первозванного». На экипажи этих броненосцев пришлось наибольшее количество пострадавших в тот день.

Экипаж «Императора Павла I» объявил себя сторонником Временного правительства и добился, чтобы кораблю сменили название. Когда 9 мая броненосец получил имя «Республика», почти все матросы были членами партии большевиков и укрывали на борту от полиции большевиков-нелегалов.

Единственная боевая операция, в которой участвовали оба броненосца после Февральской революции, состоялась в августе. Кораблям было приказано сопроводить броненосец «Слава» к Моозундским островам, но в бой они не вступали и ушли в Гельсингфорс. В марте 1917 года, согласно положениям Брестского мира и ввиду появления в Финском заливе соединений Кайзерлихмарине, правительство РСФСР приказало флоту прибыть в Кронштадт. В знаменитый «Ледовый поход» броненосцы типа «Андрей Первозванный» ушли 4 апреля, возглавив колонну. По прибытии их опять поставили на прикол, а «Республику» в сентябре и вовсе превратили в несамоходную казарму.

Крейсер «Рюрик», линкоры «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», 4 июля 1913 года
Крейсер «Рюрик», линкоры «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», 4 июля 1913 года

«Андрей Первозванный» оставался в строю и 13-15 июня 1919 года обстреливал крепость Красная горка, чей гарнизон поднял восстание против большевиков. Корабль выпустил 170 305-мм снарядов и 408 снарядов калибра 203 мм. Затем он патрулировал Кронштадт, в ходе чего в ночь с 17 на 18 августа получил попадание торпедой с торпедного катера Королевского флота Великобритании.

Броненосец стоял в ремонте вплоть до Кронштадтского восстания 1921 года, а после ремонт и вовсе был прекращён. Нехватка денег и производственных мощностей, равно как и сомнительная боеспособность, подтолкнула Реввоенсовет к мысли сдать оба броненосца на слом, что и произошло в ноябре-декабре 1923 года.

Так закончился путь двух броненосцев типа «Андрей Первозванный». Им не довелось принять участие в сражениях. Устаревшие и некачественные корабли стали рассадником революционных настроений, и отметились только участием в политических потрясениях 1917-1919 годов.

-9

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: